Выиграли спор для УГМК: решение о назначении проверки трансфертного ценообразования признано незаконным
Арбитражный суд г. Москвы
признал незаконным решение ФНС России о назначении проверки по вопросам трансфертного ценообразования.
Компания посчитала, что налоговый орган не имел права назначить проверку сделок, совершенных в 2021 году, то есть по истечении двух лет с момента представления уведомления о контролируемых сделках. Но проблема была в том, что к моменту назначения проверки закон изменился, двухлетнее ограничение больше не действовало, и срок на назначение проверки был увеличен.
В судебном процессе было обосновано, что с момента подачи уведомлений о контролируемых сделках (начало течения двухлетнего срока) и вплоть до назначения проверки сложились длящиеся правоотношения, и новое регулирование к ним применяться не может. Новый закон не может лишать налогоплательщика правовых гарантий и подрывать его правомерные ожидания о моменте окончания срока на назначение проверки. Суд первой инстанции согласился с позицией общества и решение ЦА ФНС России о назначении проверки признал недействительным.
Отметим, это первый случай, когда решение ФНС России успешно оспорено по этому основанию. И лишь третий (после дел «Вымпелкома», которые тоже вели юристы «Пепеляев Групп»), когда ненормативный акт ЦА ФНС России, касающийся ТЦО-проверок, признан незаконным.
Кроме того, этот прецедент ставит под сомнение и все остальные проверки, назначенные ФНС России за 2021 и 2022 годы в отношении других налогоплательщиков.
Предыстория
Центральный аппарат ФНС России в декабре 2024 г. назначил в отношении УГМК проверку контролируемых сделок – специальную налоговую проверку трансфертного ценообразования, проведение которой относится к исключительным полномочиям ЦА ФНС России. Цель проверки – контроль рыночности применяемых цен по ряду крупных сделок, с риском доначисления налогов, если цены не соответствовали рыночным.Компания посчитала, что налоговый орган не имел права назначить проверку сделок, совершенных в 2021 году, то есть по истечении двух лет с момента представления уведомления о контролируемых сделках. Но проблема была в том, что к моменту назначения проверки закон изменился, двухлетнее ограничение больше не действовало, и срок на назначение проверки был увеличен.
Задача
Требовалось в суде обосновать, что новое регулирование на данную проверку не распространяется, срок для проверки налоговым органом пропущен, поэтому назначение проверки незаконно.Что было сделано
Юристы «Пепеляев Групп» обеспечили полное сопровождение проекта, включая доработку первоначальной позиции общества, подготовку процессуальных документов, получение заключения одного из ведущих вузов в поддержку позиции Компании, представление интересов компании в суде.В судебном процессе было обосновано, что с момента подачи уведомлений о контролируемых сделках (начало течения двухлетнего срока) и вплоть до назначения проверки сложились длящиеся правоотношения, и новое регулирование к ним применяться не может. Новый закон не может лишать налогоплательщика правовых гарантий и подрывать его правомерные ожидания о моменте окончания срока на назначение проверки. Суд первой инстанции согласился с позицией общества и решение ЦА ФНС России о назначении проверки признал недействительным.
Результат
Значимость этого судебного решения – не только в снижении налоговых рисков для компании. Не менее значим судебный акт для формирования правоприменительной практики к нарушению сроков со стороны налоговых органов и должной налоговой процедуре.Отметим, это первый случай, когда решение ФНС России успешно оспорено по этому основанию. И лишь третий (после дел «Вымпелкома», которые тоже вели юристы «Пепеляев Групп»), когда ненормативный акт ЦА ФНС России, касающийся ТЦО-проверок, признан незаконным.
Кроме того, этот прецедент ставит под сомнение и все остальные проверки, назначенные ФНС России за 2021 и 2022 годы в отношении других налогоплательщиков.