Загрузка...

О ФАС: что ждать от регулятора?

24.05.2013
Юридическая компания «Пепеляев Групп» и журнал «Конкуренция и право» в рамках III Петербургского Международного Юридического Форума провели деловой обед «Антимонопольное регулирование: вызовы нового времени», который стал значимым событием и привлек внимание делового сообщества.

Одним из самых необычных по формату и заметных мероприятий III Петербургского международного юридического форума (16 мая 2013 года) следует назвать деловой обед «Антимонопольное регулирование: вызовы нового времени», организованный юридической компанией «Пепеляев Групп» при поддержке журнала «Конкуренция и право». 

В его работе приняли участие руководители ведущих российских и зарубежных компаний, представители Федеральной антимонопольной службы России (ФАС РФ), судьи Высшего арбитражного суда России (ВАС РФ). 
 
В число спикеров вошли заместитель председателя ВАС РФ Владимир Слесарев, статс-секретарь — заместитель ФАС РФ Андрей Цариковский, начальник управления конституционных основ публичного права Конституционного суда РФ (КС РФ) Евгений Тарибо, начальник правового управления ФАС РФ Сергей Пузыревский, начальник управления по борьбе с картелями ФАС РФ Александр Кинев, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Руслан Ибрагимов, директор по правовым вопросам компании Siemens Светлана Гербель, начальник управления налогового и административного права дирекции по правовым вопросам «Газпром Нефти» Оксана Ковалева и другие. 

В рамках мероприятия профессиональная аудитория получила возможность поделиться в неофициальной обстановке своими мыслями о развитии конкуренции. Обед не был похож на классическую конференцию, не демонстрировались презентации, не звучали тривиальные доклады и выступления, вместе с тем коллеги активно обменивались мнениями. О чем шел разговор?

Тон мероприятию задал управляющий партнер компании «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев — модератор встречи. Он обозначил главную концептуальную проблему: как понимают присутствующие — представители бизнеса, судьи, чиновники — цели и задачи антимонопольной политики? Существует ли их точная формулировка и кто должен быть центральным звеном в постановке этих целей: законодатель или ФАС РФ и иные государственные органы?  
Как водится в таких случаях, между участниками развернулась оживленная дискуссия. Что нужно сделать, чтобы цели стали понятными и предсказуемыми: внести изменения в законодательство, разработать рекомендации, методики, получить разъяснения судебных органов? «Может быть, антимонопольное законодательство слишком молодо, и поэтому порождает такое количество вопросов?» — предположил модератор. 

«Антимонопольному законодательству уже двадцать два года. Эффективность его очевидна», — возразил Сергей Пузыревский. Он напомнил присутствующим о поступательном процессе совершенствования конкурентного законодательства, первых двух пакетах поправок, направленных на регулирование товарных и финансовых рынков, ужесточение ответственности и усиление полномочий ФАС. При этом он особо подчеркнул значимость принятия третьего антимонопольного пакета, призванного развивать конкуренцию на рынке и пресекать монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов.

Первый вопрос, который в связи с этим возник у участников делового обеда, заключался в том, кого призвано защищать антимонопольное регулирование: конкуренцию в целом, экономическую эффективность, конкурента, потребителя, малый и средний бизнес? «Крупный бизнес также нуждается в защите», — высказал свое мнение старший партнер компании «Пепеляев Групп» Владимир Соков. По словам же Александра Кинева, антимонопольный орган должен защищать интересы государства. Что представляет собой государственный интерес и может ли он со временем меняться, размышляли коллеги далее.
В частности, правовой статус «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. №2579-р) уточнила Оксана Ковалева. Андрей Цариковский пояснил, что концепция «дорожной карты» предусматривает реализацию целого комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие антимонопольного законодательства и конкуренции в целом. Она объясняет принцип развертывания работы по развитию конкуренции, выделяет приоритетные отрасли и системные мероприятия. «Дорожная карта» включает в себя такие положения, как расширение институтов предупреждения и предостережения, упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования, устранение избыточного антимонопольного контроля и т. д.  

Насколько бизнес может этой стратегии доверять? Антимонопольный орган считает ее перспективной. Оценить же результативность, по словам представителя ФАС, можно будет только путем исполнения планов на практике. 

Упоминание институтов предупреждения и предостережения, введенных третьим антимонопольным пакетом, встретило одобрение аудитории. «Применение новых институтов позволяет существенно сократить количество дел, рассматриваемых антимонопольными органами по фактам злоупотребления доминирующим положением», — отметил Сергей Пузыревский. Коллеги в шутку выразили пожелание ввести дополнительно второе и, может быть, даже третье предупреждение. 

Перечисленные вопросы всего лишь следствие, тогда как одной из причин их появления, по мнению аудитории, является отсутствие определенности в политике антимонопольных штрафов. Тенденция идет в сторону оборотных штрафов, подчеркивали присутствующие. Как будет меняться политика в этом вопросе? «Ответственность становится несправедливой», — констатировал директор по правовым вопросам «Газпром Нефти» Роман Квитко. «Через штрафы мы не можем усилить институт частной собственности», — отметила руководитель коммерческой практики «Пепеляев Групп» Оксана Мигитко.

В свою очередь Евгений Тарибо напомнил о январском постановлении КС РФ №1-П о соразмерности наказания за непредставление сведений. КС РФ обязал законодателя внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) изменения, позволяющие назначать за административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 Кодекса, соразмерное наказание с учетом финансового положения юридического лица и иных имеющих значение обстоятельств. Юридическое сообщество тогда же выразило надежду, что сформулированный КС РФ принцип будет адаптирован и использован ФАС РФ в качестве универсального правила при рассмотрении дел, которые возбуждены по статьям КоАП РФ, связанным с нарушениями в сфере законодательства о защите конкуренции. 

С точки зрения Руслана Ибрагимова, один из позитивных показателей действенной антимонопольной политики — создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. По его мнению, негативные замечания касательно антимонопольного регулирования выразить сложно. В то же время на сегодняшний день в конкурентном законодательстве все еще много непрозрачных норм, из-за чего возбуждается, и не всегда оправданно, большое число дел. В этом ключе Руслан Ибрагимов вернулся к главной проблеме встречи — необходимости четкого понимания целей и задач антимонопольного органа как главного регулятора отношений. Для чего функционирует ФАС и кто стал жить лучше?

Владимир Слесарев продолжил тему и напомнил коллегам о становлении и развитии налогового законодательства. Любая реформа должна быть связана с совершенствованием правовых институтов. Налоговое право является объектом не только экономических реформ, оно представляет собой основу цивилизованного общества. Ученые и эксперты в силу стремительного развития налоговой сферы уделяли в течение многих лет пристальное внимание развитию понятийного аппарата, разработке ключевых налоговых положений. По этой модели могло бы развиваться и антимонопольное законодательство.
В заключение мероприятия Владимир Слесарев поблагодарил организаторов за предоставленную возможность профессионального общения в кругу коллег. «Панацея от монопольных бед — это развитие конкуренции», — обнадежил присутствующих Сергей Пузыревский. Основной вопрос аудитории: чего ожидать от регулятора антимонопольного законодательства, так и остался открытым. Тем не менее, коллеги единодушно признали значимость работы Федеральной антимонопольной службы России и назвали ее одним из самых активных и динамичных российских ведомств. 

«Пепеляев Групп» обладает значительным опытом консультирования в сфере антимонопольного регулирования. Юристы компании принимают активное участие в экспертных организациях, сотрудничающих с Федеральной антимонопольной службой, по совершенствованию российского конкурентного законодательства. Практика антимонопольного регулирования «Пепеляев Групп» оказывает комплексную юридическую поддержку бизнесу по вопросам злоупотребления доминирующим положением; заключения соглашений; согласованных действий, ограничивающих конкуренцию; недобросовестной конкуренции. Юристы компании консультируют участников и организаторов торгов по размещению заказов государственными и муниципальными органами, оказывают помощь по правовым аспектам экономической концентрации и т. д.



Отправить статью

Возврат к списку

15.10.2025
«Пепеляев Групп» объявляет о новом назначении в компании
01.10.2025
Елена Соколовская покидает «Пепеляев Групп»
22.09.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» на IV Дальневосточном международном банковском правово...
18.09.2025
На юридическом факультете МГУ стартовала магистерская программа при участии парт...
16.09.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» приняли участие в заседании Дискуссионного Налогового ...
15.09.2025
Сергей Пепеляев выступил на Всероссийском молодежном юридическом форуме «ЮрСлёт»
15.09.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» обсудили трансформацию налогового контроля на заседани...
12.09.2025
Наталья Присекина выступила на Симпозиуме Китайской морской арбитражной комиссии...