Загрузка...
06.03.2023
9 мин. на чтение

Экология: MustRead за 21 февраля - 6 марта 2023 г.

обзор по экологии.jpg

Изменения законодательства. Побочные продукты животноводства

Вступил в силу закон о побочных продуктах животноводства и ряд подзаконных актов к нему

1 марта 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 248-ФЗ), о котором мы подробно рассказывали в нашем алерте.

Он устанавливает, что побочные продукты животноводства (в т.ч. навоз, помет, подстилка) не являются отходами. При этом предприниматели, КФХ, юридические лица вправе самостоятельно относить вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства.

Для этого достаточно направить уведомление о таком отнесении в теруправление Россельхознадзора по месту образования побочных продуктов производства. Порядок, сроки и форма направления такого уведомления утверждены приказом Минсельхоза России от 7 октября 2022 г. № 671. В 2023 г. такое уведомление необходимо направить не позднее 1 мая.

Сельскохозяйственным предприятиям, уведомившим Россельхознадзор, больше не требуется получать лицензии на обращение с отходами, вносить плату за их размещение, оформлять паспорта отходов и пр.

Однако им необходимо соблюдать правила обращения с побочными продуктами животноводства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 1940, которое также вступило в силу с 1 марта 2023 г. и о котором мы писали в алерте. В случае нарушения данных правил побочные продукты животноводства могут быть признаны отходами.

Перечень из шести нарушений, которые могут привести к таким последствиям, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3256-р (подробнее см. наш алерт). Указанные нарушения могут быть выявлены Россельхознадзором в рамках ветеринарного контроля (надзора) или в рамках земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения.

В случае их выявления у собственника побочных продуктов животноводства, признанных отходами, возникнет обязанность исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением таких отходов.

Рекомендации

Сельскохозяйственным предприятиям, планирующим относить вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, необходимо ознакомиться с новым регулированием и своевременно направить упомянутое уведомление в Россельхознадзор (в 2023 г. это необходимо сделать до 1 мая 2023 г.).

Важно также проанализировать правила обращения с побочными продуктами животноводства и создать условия для их соблюдения (например, построить навозохранилище, закупить оборудование для транспортировки побочных продуктов животноводства и пр.).



Изменения законодательства. Побочные продукты производства

Вступили в силу поправки о побочных продуктах производства, вторичных ресурсах и вторсырье

Еще одна разновидность побочных продуктов, которые с 1 марта 2023 г. возможно вывести из-под действия законодательства об отходах производства и потребления – это побочные продукты производства.

1 марта 2023 г. вступил в силу ряд положений Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 268-ФЗ), о котором мы рассказывали в нашем алерте.

Главное нововведение – в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» появилось понятие «побочные продукты производства», то есть вещества и предметы, которые:

  • образуются при производстве основной продукции (выполнении работ, оказании услуг), но не являются целью данного производства;

  • можно использовать как сырье либо потребительские товары.

Предприятия смогут самостоятельно относить такие вещества и предметы либо к отходам, либо к побочным продуктам. При этом на федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), по общему правилу, можно не ориентироваться.

При работе с побочными продуктами производства необходимо:

  • учитывать такие вещества и предметы отдельно от основной продукции и отходов;

  • отражать в программе производственного экологического контроля (ПЭК) виды побочных продуктов, их объемы и даты образования, сроки использования и т.д.;

  • не передавать третьим лицам эти вещества и предметы, если они не отвечают требованиям к сырью или продукции.

Побочные продукты обяжут считать отходами в следующих случаях:

  • они были размещены на полигоне;

  • в течение 3-х лет их не применили в производстве или не передали другим лицам как сырье либо продукцию (исчисление срока ведется со дня, когда предметы и вещества были признаны побочной продукцией хозяйствующим субъектом).

Следует также учитывать, что Правительство РФ утвердило перечень из 11 веществ, которые ни при каких условиях не могут быть признаны побочными продуктами производства (например, растворы, содержащие соли или оксиды ртути, отработанные при технических испытаниях и измерениях).

Соответствующее распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2022 г. № 4249-р также вступило в силу с 1 марта 2023 г.

В случае признания побочных продуктов производства отходами необходимо будет исчислить и уплатить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) с применением повышающих коэффициентов. Для этого необходимо использовать новую форму декларации о плате за НВОС, которая применяется с 1 марта 2023 г. и учитывает указанные изменения (см. Приказ Минприроды России от 21 сентября 2022 г. № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043»).

Закон № 268-ФЗ также дал определение двум новым понятиям в области обращения с отходами:

  • Вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства;

  • Вторичное сырье — вид продукции, полученной из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации.

Рекомендации

Предприятиям, на которых образуются предметы и/или вещества, соответствующие критериям побочных продуктов производства необходимо ознакомиться с новым регулированием и оценить целесообразность отнесения таких веществ и предметов к отходам, либо к побочным продуктам производства.

Необходимо при этом учитывать, что, если побочные продукты производства в течение 3-х лет не будут применены в производстве или переданы другим лицам, это повлечет взыскание с предприятия платы за НВОС с применением повышающего коэффициента, равного 52.

В связи с этим необходимо тщательно анализировать спрос на образуемые побочные продукты производства, а также реалистично оценивать возможность их применения на собственном предприятии.


Изменения законодательства. Государственная экологическая экспертиза

Изменился порядок проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)

С 1 марта 2023 года изменился порядок проведения ГЭЭ в связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 5 сентября 2022 № 1562 «О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы».

Сократились сроки проведения ГЭЭ. Проведение ГЭЭ должно начаться в течение 5 рабочих дней с момента оплаты и приемки рабочих материалов (ранее – 7 рабочих дней); а срок проведения ГЭЭ федерального уровня для документации, обосновывающей осуществление аквакультуры, сокращен с 2 месяцев до 20 рабочих дней. Для прочих объектов ГЭЭ этот срок составит 42 рабочих дня или 2 месяца (как и ранее).

Также изменился порядок направления материалов на ГЭЭ: их больше нельзя направлять в бумажном виде, а только в электронной форме через портал Госуслуг или ведомственный программный ресурс (материалы должны быть подписаны УКЭП для юридических лиц и ИП, простой ЭЦП — для физических лиц).

Помимо этого, установлены сроки действия заключений ГЭЭ для различных объектов:

  • для проектной документации объектов капитального строительства - с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не менее 5 лет;

  • для технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, - бессрочно;

  • для технической документации на пестициды и агрохимикаты - бессрочно, а в случае если в заключении ГЭЭ содержатся рекомендации о проведении дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на окружающую среду - 3 года;

  • для прочих объектов – с учетом срока реализации объекта ГЭЭ.

Ранее сроки действия заключений ГЭЭ для различных объектов не были нормативно урегулированы и определялись Росприроднадзором.

Рекомендации

Компаниям, планирующим проведение ГЭЭ, рекомендуется ознакомиться с новым регулированием и учитывать, что с 1 марта 2023 г. материалы для ГЭЭ необходимо подавать в электронном виде (во избежание возврата поданных в бумажном виде материалов).

Также заслуживает позитивной оценки введение бессрочного действия заключений ГЭЭ для технической документации на новые технику, технологии, вещества. Ранее компании, применяющие указанные технику, технологии, вещества, сталкивались с необходимостью под угрозой штрафов повторно проводить ГЭЭ по истечении срока ранее выданного заключения ГЭЭ (такое заключение утрачивает свою силу по истечении его срока).

При этом Росприроднадзор зачастую настаивал на том, что применяемые техника, технология, вещества продолжают оставаться новыми несмотря на их применение в соответствии с ранее полученным заключением ГЭЭ в течение нескольких лет.


Изменения законодательства. Комплексное экологическое разрешение (КЭР)

Изменился порядок получения КЭР

С 1 марта 2023 г. вступает в силу постановление Правительства РФ от 4 августа 2022 г. № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений». Аналогичное постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 143 признается утратившим силу.

Новые правила получения КЭР предусматривают, что срок выдачи разрешения территориального органа Росприроднадзора не должен превышать 63 рабочих дня с даты регистрации заявки на получение КЭР (ранее – 4 месяца). Последнюю можно подать в т. ч. через портал Госуслуги.

Также отменяется обязанность согласовывать заявку на получение КЭР с Роспотребнадзором, Росводресурсами и Минприроды России.

Предусмотрена и возможность продления КЭР на 7 лет при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 13 статьи 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»:

  • соблюдение установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

  • отсутствие задолженности по плате за НВОС;

  • своевременное представление отчетности о выполнении программы ПЭК, уведомлений об авариях, повлекших за собой НВОС;

  • выполнение программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).

В ходе рассмотрения заявки и выдачи КЭР Росприроднадзор взаимодействует с другими госорганами, а также с заявителем при помощи государственной информационной системы промышленности (ГИСП). В ней содержатся все данные, касающиеся конкретного КЭР, которое включается в реестр выданных КЭР.

КЭР, выданные до 1 марта 2023 г., действуют до окончания срока, на который они выданы, и не требуют внесения сведений о них в реестр выданных разрешений в ГИСП.

Рекомендации

Компаниям, планирующим получение КЭР, либо продление его действия, рекомендуется ознакомиться с новым регулированием и следовать ему.


Изменения законодательства. Нормирование

Упрощена процедура утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)

Подписанный в августе 2022 года приказ Минприроды России от 18 августа 2022 г. № 540 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» делает возможным подачу заявления об утверждении НООЛР посредством портала Госуслуг с 1 марта 2023 г.

Кроме того, сокращены отдельные сроки:

  • срок рассмотрения проекта НООЛР в территориальном органе Росприроднадзора для утверждения сокращен с 30 до 18 рабочих дней;

  • решение о переоформлении утвержденных НООЛР или об отказе в переоформлении будет приниматься в течение 5 рабочих дней (ранее – 10 рабочих дней);

  • решение об утверждении НООЛР либо решение об отказе в их утверждении будет направляться ИП и юридическому лицу в течение 1 рабочего дня (ранее – 3 рабочих дня)

Рекомендации

Компаниям, для которых актуально утверждение или переоформление НООЛР, рекомендуется ознакомиться с новым регулированием и пользоваться возможностью подачи документов через Госуслуги.



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

07.03.2023

Главные новости экологии - Выпуск 11. Побочные продукты животноводства/производства, КЭР, ГЭЭ, НВОС

1. Побочные продукты животноводства 2. Побочные продукты производства 3. Порядок получения комплексного экологического разрешения (КЭР) 4. Государственная экологическая э...

Смотреть

04.06.2024

Новости экологии: использование лесов, обращение с отходами, пользование водным объектом и другие.

В этом ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных ...

04.06.2024

Экология: MustRead от 3 июня 2024 г.

Главные новости: Минприроды России утвердило Правила использования лесов для осуществления изыскательской деятельности...

14.05.2024

Опасные производственные объекты: новое регулирование

Елена Крестьянцева, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев...

07.05.2024

Новости экологии: объекты НВОС IV категории, КЭР, городские леса, экологические штрафы и др.

В этом ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных ...