Загрузка...

В фокусе внимания Антимонопольного клуба антикартельный пакет

03.03.2020

27 февраля 2020 г. прошло очередное заседание Антимонопольного клуба, организованного журналом «Конкуренция и право». Участники встречи обсудили темы, которые находятся на острие антимонопольной повестки: антикартельный пакет законопроектов ФАС России, а также практику взаимодействия антимонопольного и правоохранительных органов при расследовании уголовных дел о картелях.

О ключевых нововведениях, которые предлагаются пакетом поправок, рассказала модератор встречи, партнер «Пепеляев Групп» и главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская. Она назвала наиболее дискуссионные инициативы: наделение ФАС России правом проводить выемку документов и предметов, получать материалы оперативно-розыскной деятельности, а также правом доступа к персональным данным и сведениям об абонентах услуг связи.

«Вокруг антикартельного пакета много надуманных опасений и мифов, – заметил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев, поясняя расширение полномочий антимонопольного ведомства. – При этом предлагаемые инициативы нужно рассматривать в общем контексте с другими нормами действующего законодательства».

Спикер привел пример: обсуждая вопрос о праве ФАС России проводить выемку, следует помнить о ст. 27.10 КоАП РФ, где поименованы все контролирующие органы, которые имеют право изымать вещи и документы, имеющие значение доказательств по делам об административных правонарушениях. «Мы не придумываем себе новое право, а предлагаем использовать целесообразно и разумно то право, которое уже есть», – подчеркнул он, говоря о первом мифе.

Кроме того, добавил Андрей Тенишев, в разработанных поправках максимально детально зафиксированы процессуальные гарантии для лиц, в отношении которых производится выемка, с точки зрения механизмов возврата изъятого имущества и обжалования действий антимонопольного органа.

Второй миф, по его словам, состоит в том, что ФАС России якобы хочет получить полномочия проводить оперативно-розыскные мероприятия. «Этого нет, мы не собираемся получать право на проведение ОРМ. Мы предлагаем добавить антимонопольную службу наряду с ФНС России в перечень получателей информации от органов, которые проводят подобные мероприятия, – уточнил выступающий. – Причем речь идет только о делах, когда есть признаки уголовно наказуемого картеля, а в поправках говорится исключительно о праве, а не обязанности правоохранительных органов передавать нам результаты оперативно-розыскных мероприятий после того, как материалы рассекречены».

Третьим мифом начальник Управления по борьбе с картелями назвал то, что предусмотренное поправками право антимонопольного органа получать данные об абонентах услуг связи посягает на охраняемую Конституцией РФ тайну переписки и телефонных переговоров. «Электронный формат системы закупок и мобильный Интернет активно развиваются. Заявки могут подаваться недобросовестными участниками торгов посредством мобильных устройств. Более того, с помощью таких устройств управляемые компаниями аукционные роботы и компьютерные программы реализуют сговоры. Без права получать данные о юридических лицах – абонентах услуг связи мы не будем знать, кто выходил с мобильных устройств на электронные торговые площадки, где проходят публичные торги, и можем утратить антимонопольный контроль над распределением порядка тридцати триллионов рублей. Таков ежегодный объем закупок. А это почти четверть ВВП страны», – предостерег он.

Модератор встречи обратила внимание на еще один момент, который вызывает озабоченность бизнеса: поправками предусмотрен новый квалифицированный состав в ст. 178 УК РФ с повышенной уголовной ответственностью для топ-менеджмента компаний. «Для чего вводится этот состав и целесообразен ли такой подход, когда уголовная ответственность ставится в зависимость от позиции, которую занимает лицо в органах управления компании?» – спросила она Андрея Тенишева.

По его словам, общественная опасность картелей, организованных на уровне акционеров и руководителей бизнеса, однозначно выше. Это уже не просто экономическое поведение, а корпоративная политика всей компании, пояснил он и добавил: «Мы не вводим новую ответственность в УК РФ, а дифференцируем существующую в отношении менеджеров и топ-менеджмента компаний. Причем такая конструкция – спецответственность для спецсубъектов – не новая для уголовного законодательства».

Важно понимать, подчеркнул начальник Управления по борьбе с картелями, что руководители и владельцы бизнеса могут быть привлечены к уголовной ответственности только при наличии прямого умысла виновного, а не за сам факт того, что они занимают такую позицию. На вопрос аудитории, может ли лицо, ответственное в компании за антимонопольный комплаенс, получить уголовное наказание в случае установления факта картеля, Андрей Тенишев ответил: «Лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности только в силу занятия им должности комплаенс-офицера. Здесь действует то же правило: его вина в совершении преступления и прямой умысел».

Кроме того, участники Антимонопольного клуба обсудили основные цели и задачи Межведомственной программы по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019–2023 гг. (далее – Межведомственная программа), а также разработанные во исполнение программы методрекомендации об организации взаимодействия ФАС России с правоохранительными органами по раскрытию и расследованию преступлений по ст. 178 УК РФ.

Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Антон Тесленко обозначил главные задачи Межведомственной программы:

  • организация взаимодействия с правоохранительными органами при выявлении и доказывании картелей;
  • повышение эффективности исполнительного производства по делам о взыскании штрафов за антимонопольные нарушения;
  • снижение количества антимонопольных дел, где доход участников картелей составляет менее 50 млн руб.;
  • профилактика и превенция антимонопольных нарушений.

В рамках этой программы ФАС России разработала Методические рекомендации для правоохранительных органов по раскрытию и расследованию картелей. Этот документ не нужно воспринимать как обязательное для исполнения руководство к действию для следователей, заверил спикер. По его словам, разработанные рекомендации – это обобщение многолетней практики расследования картельных дел и опыта взаимодействия антимонопольного и правоохранительных органов по их раскрытию.

«Документ призван помочь в правильной квалификации подобных преступных деяний, а также разрешить вопросы, возникающие в ходе расследования картелей. Например, вопрос об определении и разграничении процессуального статуса должностного лица антимонопольного органа, привлекаемого для участия в деле, который в зависимости от ситуации может выступать либо свидетелем по делу, либо специалистом, обладающим спецпознаниями», – подчеркнул Антон Тесленко.

Участники встречи также обсудили, целесообразно ли закреплять норму о получении предварительного заключения антимонопольного органа до возбуждения уголовного дела. По словам Андрея Тенишева, подобные инициативы уже выдвигались ФНС России в рамках расследований налоговых преступлений, но не получили поддержки. «Мы не можем ограничивать процессуальную самостоятельность следователя в вопросе возбуждения уголовного дела, – отметил он. – Однако идея о передаче уголовного дела по картелю в суд только после получения заключения ФАС России представляется разумной. Но для этого нужны поправки в УПК РФ».

Отправить статью

Возврат к списку

01.10.2025
Елена Соколовская покидает «Пепеляев Групп»
22.09.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» на IV Дальневосточном международном банковском правово...
18.09.2025
На юридическом факультете МГУ стартовала магистерская программа при участии парт...
16.09.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» приняли участие в заседании Дискуссионного Налогового ...
15.09.2025
Сергей Пепеляев выступил на Всероссийском молодежном юридическом форуме «ЮрСлёт»
15.09.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» обсудили трансформацию налогового контроля на заседани...
12.09.2025
Наталья Присекина выступила на Симпозиуме Китайской морской арбитражной комиссии...
10.09.2025
Наталья Присекина приняла участие с Восточном Экономическом Форуме