Загрузка...
22.04.2024
6 мин. на чтение

Недвижимость и строительство: MustRead от 22 апреля 2024 г.

Изменения законодательства. Строительство

Вступило в силу новое регулирование в сфере охраны объектов культурного наследия

15 апреля 2024 г. вступили в силу изменения в регулирование отношений по использованию и сохранению объектов культурного наследия. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 472-ФЗ (Закон № 472-ФЗ).

Закон № 472-ФЗ предусматривает запрет на снос объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (ОКН).

Напомним, что под объектом с признаками ОКН понимается объект, который потенциально может быть признан выявленным ОКН – решение о том, включать ли объект в перечень выявленных ОКН принимает региональный орган охраны ОКН после получения им сведений о соответствующем объекте.П. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Закон № 73-ФЗ)..

Помимо запрета на снос объектов с признаками ОКН Законом № 472-ФЗ конкретизируется перечень работ, которые могут проводиться на территории выявленных ОКН. При этом ранее перечень таких работ уже содержался в Законе № 73-ФЗ и применялся как к выявленным ОКН, так и к ОКН, включенным в реестр.

Также Закон № 472-ФЗ предусматривает расширение перечня целей и перечня объектов государственной историко-культурно экспертизы.

Среди новых целей проведения экспертизы:

  • обоснование изменения границ территории ОКН;

  • установление ограничений использования лесов в границах зон охраны ОКН.

Рекомендации

Ранее, 11 апреля 2024 года, Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление № 17-П, предоставив судам право применять меры предварительной защиты по административным искам в сфере охраны ОКН. В указанном деле собственник успел снести объект с признаками ОКН до момента его включения в реестр.

Вступившие в силу изменения, на наш взгляд, могут вызвать дополнительные сложности у застройщиков и собственников недвижимости. Полагаем, что указанным лицам необходимо будет в каждом случае анализировать вопрос о наличии признаков ОКН у объекта, который они намерены снести. При этом однозначно установить наличие или отсутствие таких признаков затруднительно, ведь к таковым относится, в частности, ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и т.д.

Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Изменения законодательства. Размещение рекламных конструкций

Совет Федерации одобрил закон об упрощенном порядке продления договоров на размещение рекламных конструкций, расположенных на публичном имуществе

Изменения предусматривают возможность пролонгации в 2024 году договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности.

До 31 декабря 2024 г. лицо, заключившее указанный договор, имеет право на заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия договора. Соответствующее дополнительное соглашение заключается по заявлению заинтересованного лица без проведения торгов.

Право на пролонгацию в упрощённом порядке возникает лишь при отсутствии задолженности по договору.

Законом предусмотрено, что в текст дополнительного соглашения обязательно должны быть включены следующие положения:

  • условие о ежегодной индексации размера платежей по договору на размер уровня инфляции в течение срока, на который увеличивается действие договора;

  • условие о безвозмездном размещении социальной рекламы в размере не менее 10% годового объема распространяемой рекламы.

Срок пролонгации договора не может превышать 10 лет.

Закон вступит в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.

Рекомендации

Профессиональным участникам рынка, а также иным заинтересованным лицам рекомендуем обратить внимание на указанные изменения и при необходимости воспользоваться предусмотренной возможностью.

Законопроект № 559479-8 «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Планируемые изменения законодательства. Административная ответственность

Госдума в первом чтении приняла законопроект об ответственности за самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения

В настоящее время ст. 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает административную ответственность лишь за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжение и водоотведения (т.н. самовольные врезки в водопровод).

В результате изменений ответственность, предусмотренная ст. 7.20 КоАП РФ, будет распространяться на случаи самовольного пользования централизованными системами водоснабжения и водоотведения, в том числе не связанными с самовольным подключением к ним. Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусматриваемых новым составом, планируется предоставить сотрудникам органов внутренних дел (полиции).

Напомним, что действующей редакцией нормы предусмотрены административные штрафы в размере:

  • от 1 000 до 1 500 рублей для граждан;

  • от 2 000 до 3 000 рублей для должностных лиц;

  • от 20 000 до 30 000 рублей для юридических лиц.

Рекомендации

Отметим, что на данный момент принятая редакция законопроекта не предусматривает изменение размера ответственности. Мы продолжим следить за движением законопроекта.

Законопроект № 537304-8 «О внесении изменений в статьи 7.20 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Судебная практика. Запрет на снос потенциальных ОКН

Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) позволил судам запрещать снос объекта капитального строительства на время рассмотрения дела о признании его ОКН

Группа граждан обратилась в суд с административным иском об оспаривании отказа органа охраны объектов культурного наследия во включении здания железнодорожного вокзала в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Суд апелляционной инстанции удовлетворил административный иск, однако к тому времени здание уже было снесено, поскольку истцам было отказано в применении мер предварительной защиты (в виде запрета сносить здание) на период рассмотрения спора со ссылкой на отсутствие соответствующего правомочия в Кодексе административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

КС РФ признал ряд норм КАС РФ не соответствующими Конституции РФ, поскольку они необоснованно ограничивают полномочия суда по применению мер предварительной защиты в подобных делах.

Таким образом, до внесения изменений в КАС РФ судам следует руководствоваться сформулированной КС РФ позицией и применять меры предварительной защиты в виде запрета сноса объекта капитального строительства до завершения рассмотрения дела судом.

Подробнее с позицией КС РФ вы можете ознакомиться в нашем алерте.

Рекомендации

В связи с изложенной позицией КС РФ для застройщиков повышаются риски длительной задержки или невозможности строительства в зонах размещения исторических зданий и археологических объектов в результате потенциальной возможности принятия судами мер предварительной защиты по запрету сноса объектов до установления их правового режима.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2024 г. № 17-П по делу о проверке конституционности статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Сергеева

Судебная практика. Арбитрабельность споров о недвижимости

КС РФ подтвердил свою позицию о праве третейских судов рассматривать споры о недвижимости

Гражданин приобрел у юридического лица нежилое здание по договору купли-продажи. Согласно условиям договора, в случае возникновения споров между сторонами, они подлежали рассмотрению третейским судом.

16 июня 2021 г. Экономический арбитраж Северо-Кавказского округа признал право собственности на здание за гражданином. Гражданин обратился в суд общей юрисдикции для выдачи исполнительного листа на решение третейского суда. Суд отказал в удовлетворении требований, указав на публичный характер правоотношений, связанных с регистрацией права собственности на недвижимое имущество. Указанное послужило основанием для обращения в КС РФ.

КС РФ не согласился с выводами судов. Сославшись на свое Постановление от 3 октября 2023 г. № 46-П (о котором мы рассказывали ранее в нашем алерте), КС РФ указал, что, по общему правилу, споры о праве собственности на недвижимое имущество могут быть отнесены к подсудности третейских судов.

При этом в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда может быть отказано в определённых случаях, связанных, например, с незаконным или недобросовестным поведением участников гражданских правоотношений.

КС РФ указал, что, рассматривая заявление о выдаче исполнительного листа, государственный суд должен проверить соблюдение третейским судом публичного порядка РФ, в частности, принципов законности и добросовестности. Если стороны обратились в третейский суд для получения преимуществ из незаконного или недобросовестного поведения, и соответствующее решение с очевидностью не могло бы быть принято при рассмотрении дела государственным судом, оно противоречит публичному порядку.

Рекомендации

КС РФ последовательно занимает позицию о допустимости разрешения гражданско-правовых споров о недвижимости третейскими судами.

Вместе с тем, необходимо учитывать риск отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа по таким решениям и тщательно оценивать перспективы обращения за разрешением спора в порядке третейского разбирательства.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. № 18-П по делу о проверке конституционности пункта 2 части четвертой статьи 426 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.Ю.Колосова


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

27.02.2024

Новости недвижимости и строительства: высотность застройки в Москве, решения Росреестра, КРТ, ЕГРН

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о главных новостях недвижимости и строительства.

Смотреть

27.04.2024

Вступили в силу изменения в регулирование отношений по использованию и сохранению объектов культурного наследия

С 15 апреля 2024 г. вступили в силу изменения в Федеральном законе от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследи...

23.04.2024

Новости недвижимости и строительства: объекты культурного наследия, рекламные конструкции и другие.

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет...

18.04.2024

Конституционный суд защитил потенциальные объекты культурного наследия

Конституционный суд РФ принял Постановление № 17-П от 11.04.2024, которым определено, что суды вправе запрещать снос об...

08.04.2024

Недвижимость и строительство: MustRead от 8 апреля 2024 г.

Главные новости: Изменения в ЖК РФ, изменяющие процедуру перепланировки и изменения назначения помещений Закон ...