Загрузка...
03.04.2023
9 мин. на чтение

Экология: MustRead за 28 марта – 3 апреля 2023 г.

обзор по экологии.jpg

Изменения законодательства. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Плата за НВОС повышена на 6,1 %

В 2023 году ставка платы за НВОС, установленная в 2016 году, будет применяться с повышающим коэффициентом 1,26. Соответствующее постановление Правительства РФ опубликовано 30 марта 2023 г.

В 2021-2022 г. значение этого коэффициента составляло 1,19. Рост составил 6,1 % - он соответствует прогнозному показателю уровня инфляции на конец 2023 г.

Кроме того, повышена ставка платы за выбросы пыли каменного угля в атмосферный воздух с 67,12 руб. до 71,21 руб. за тонну (рост также составил 6,1 %).

Соответствующее постановление Правительства РФ применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2023 г.

Рекомендации

Ставки платы за НВОС устанавливает Правительство РФ. Ставки на период с 2016 г. по 2018 г. утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913.  Ставки, установленные на 2018 г., ежегодно индексируются с 2019 г. В 2021 г. Правительство решило не повышать ставки платы за НВОС из-за ухудшения экономической ситуации на фоне пандемии коронавируса, а теперь вернулось к их повышению.

Компаниям, чья деятельность сопряжена с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, сбросом их в воду или с размещением отходов, следует применять новый повышающий коэффициент при расчете платы за НВОС за 2023 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2023 г. № 437 «О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду»

Изменение законодательства. Обращение с отходами

Правительство утвердило перечень организаций, которые будут проводить орнитологические исследования свалок в шестой подзоне

В выпуске «Экология: Мастрид» от 26 января 2023 г. мы рассказывали о том, что Правительство разрешило размещать объекты по обращению с ТКО, пищевыми и биологическими отходами в шестой подзоне (на удалении до 15 км от контрольной точки аэродрома) при условии проведения орнитологического исследования, которое подтвердит, что объект не привлекает птиц и не способствует их массовому скоплению.

28 марта 2023 г. опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2023 г. № 725-р, установившее, что такие исследования вправе проводить лишь две организации:

  • ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающий среды» (подведомственно Минприроды);

  • ФГБУ науки «Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН» (подведомственно Министерству науки и высшего образования РФ).

Рекомендации

Нормативно-правовые акты, которые должны установить порядок проведения указанного орнитологического исследования, еще не опубликованы, однако это скорее всего произойдет в ближайшее время. После их вступления в силу компаниям, эксплуатирующим объекты по обращению с ТКО, пищевыми и биологическими отходами в шестой подзоне, следует обратиться в указанные организации для проведения орнитологического исследования.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2023 г. № 725-р

Изменения законодательства. Обращение с отходами

Изменен типовой договор, заключаемый при обращении с отходами I, II классов опасности

Напомним, что с 1 марта 2022 г. хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не имеющие объектов утилизации/обезвреживания/размещения подобных отходов, обязаны заключить договор с федеральным оператором по обращению с отходами I, II классов опасности (ФО). Функции ФО в настоящее время выполняет «Росатом».

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I, II классов опасности утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2019 г. № 1363.

28 марта 2023 г. опубликовано правительственное постановление о внесении изменений в данную типовую форму.

Изменения, в частности, предусматривают, что образователь отходов должен дополнительно сообщить ФО о планируемых местах накопления, коде и наименовании, массе и периодичности передачи отходов.

Кроме того, типовая форма договора дополнена условием о том, что ФО согласовывает представленную образователем отходов заявку на вывоз отходов при отсутствии замечаний к ней в течение 10 рабочих дней с даты ее получения. Основанием для отклонения заявки является указание в ней неполных и (или) недостоверных данных. При наличии замечаний к заявке ФО отклоняет ее с приложением указанных замечаний.

Согласно новой редакции типового договора, ФО должен обеспечить прием отходов для целей транспортирования в даты передачи (погрузки) отходов, указанные в заявке, которые не могут составлять:

  • менее 60 дней, но не более 90 дней с даты оплаты аванса;

  • менее 90 дней, но не более 120 дней с даты оплаты аванса в случае необходимости вывоза отходов из закрытого административно-территориального образования, либо нахождения места накопления отходов на территориях Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации, либо при наличии сезонных ограничений.

Также типовой договор дополнен условием о том, что ФО или привлеченная им организация в течение 10 рабочих дней с даты поступления отходов на объекты их обезвреживания/утилизации/размещения оценивает соответствие передаваемых отходов характеристикам, указанным в заявке, и при установлении такого соответствия осуществляет их приемку.

Если отходы не соответствуют заявке, то ФО может отказаться от их приемки и возвратить отходы их образователю по акту, причем такой возврат осуществляется за счет образователя отходов на основании документально подтвержденных расходов ФО. В этом случае образователь отходов также возмещает ФО документально подтвержденные затраты на хранение непринятых отходов.

Также в договор включено условие о том, что в случае неполучения ФО от образователя отходов  подписанного акта об оказании услуг или замечаний к нему в течение трех рабочих дней, акт об оказании услуг считается подписанным образователем отходов, а услуги по акту об оказании услуг выполненными надлежащим образом в полном объеме.

Изменения вступят в силу с 1 сентября 2023 г.

Рекомендации

Реформа системы обращения с отходами I и II классов опасности должна была обеспечить безопасное обращение с токсичными отходами, очистить рынок от недобросовестных участников и повысить глубину переработки отходов.

Однако работа ФО вызывает нарекания у промышленников. Так, во многих случаях заявки на вывоз токсичных отходов не выполняются монополистом или выполняются спустя длительное время после их подачи. В результате организации вынуждены подолгу хранить у себя отходы I и II классов опасности (что требует наличия соответствующей лицензии, которая отсутствует у многих компаний) и вносить плату за НВОС в связи с хранением таких отходов.

Внесенные в типовую форму договора изменения устанавливают срок, в течение которого ФО должен вывезти отходы. Маловероятно, что это само по себе существенно улучшит ситуацию, если ФО не решит имеющиеся у него логистические проблемы.

Образователям отходов I и II классов опасности следует принимать во внимание, что с сентября 2023 г. договоры с ФО будут заключаться в соответствии с новой формой. Кроме того, следует внимательно относиться к заполнению заявки на вывоз отходов, поскольку несоответствие отходов указанным в заявке характеристикам может привести к возврату отходов и взысканию расходов ФО на их транспортировку и хранение.

Деятельность Росприроднадзора

Росприроднадзор проверит предприятия, загрязняющие Волгу

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования собирается в 2023 г. проверить предприятия, сбрасывающие стоки в Волгу. Об этом 28 марта 2023 г. сообщила глава ведомства Светлана Радионова.

По ее словам, за прошлый год Росприроднадзор обследовал 242 потенциальных источника загрязнения реки — это места сброса сточных вод, районы затопления судов и расположения объектов накопленного вреда, причальные станции и устья малых рек. На протяжении всей реки установлены превышения ПДК по 11 видам загрязняющих веществ. В итоге выявлено 25 объектов, обследования вблизи которых показали максимальные концентрации загрязняющих веществ.

«В этом году мониторинг продолжится, и мы инициируем проверки в отношении предприятий-загрязнителей. Будем добиваться от водопользователей ответственного отношения к природе» - заявила Светлана Радионова.

Рекомендации

Предприятиям, в результате деятельности которых происходит загрязнение Волги, следует внимательно отнестись к анонсированным проверкам и принять меры по подготовке к ним. На практике, в результате подобных проверок ведомство не только назначает административный штраф нарушителю, но и может предъявить к нему иск о взыскании вреда, причиненного водному объекту в результате попадания в него загрязняющих веществ. Суммы требований ведомства по подобным делам могут достигать миллиардов рублей.

Источник

Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами недропользования

Разработан порядок использования отходов недропользования

В развитие положений Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 343-ФЗ подготовлен проект постановления Правительства РФ об утверждении порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр.

Напомним, что поправки, внесенные в федеральный закон «О недрах», призваны вовлечь в хозяйственный оборот вскрышные и вмещающие горные породы, а также некоторые иные отходы недропользования. Согласно поправкам, недропользователь может использовать их для обустройства месторождений, ликвидации горных выработок, рекультивации земель, а также продавать другим лицам.

Проект предусматривает, что можно использовать отходы недропользования V класса опасности (Отходы), вскрышные и вмещающие горные породы (Вскрыша), независимо от даты их образования.

Информация об образовании Отходов и Вскрыши размещается во ФГИС «Единый фонд геологической информации о недрах».

Если Отходы, Вскрыша содержат (согласно данным ФГИС) полезные ископаемые (ПИ) и полезные компоненты (ПК), не относящиеся к общераспространенным полезным ископаемым, использование их в иных целях допускается только после извлечения ПИ и ПК или подтверждения отсутствия технологии их извлечения.

Подтверждение извлечения ПИ и ПК осуществляется на основании данных отчетности пользователей недр. Отсутствие технологии извлечения ПИ и ПК подтверждается заключением государственной экспертизы запасов ПИ, геологической информацией о предоставляемых в пользование участках недр и (или) техническим проектом.

Недропользователь, передавший Вскрышу другому недропользователю или иному лицу, обязан представить в территориальный орган Роснедр договор и акт передачи не позднее 5 рабочих дней с даты подписания для размещения во ФГИС «Автоматизированная система лицензирования недропользования». Дальнейшая передача (перепродажа) вскрышных пород лицом, получившим их от недропользователя, запрещена.

В случае неиспользования переданной Вскрыши в сроки, предусмотренные проектом или договором, она подлежит возврату пользователю недр, который обязан ее принять.

Использование Отходов и Вскрыши осуществляется на основании лицензии и проектной документации и должно быть предусмотрено этими документами. В случае передачи Вскрыши иному пользователю недр решения по ее использованию должны быть предусмотрены проектами как передающей, так и принимающей стороны.

Договор на передачу Вскрыши иному лицу, может быть заключен под отлагательным условием (ст. 157 ГК РФ).

Технический проект на использование Отходов должен содержать:

  • цель использования Отходов;

  • физико-химический и минеральный состав Отходов и объемы их использования, а также допустимые отклонения объемов образуемых и (или) используемых Отходов;

  • источник и дату (период) образования Отходов;

  • условия и сроки использования Отходов;

  • требования к объекту размещения Отходов;

  • географические координаты местоположения Отходов

  • условия соблюдения требований по рациональному использованию и охране недр.

Технический проект по использованию Вскрыши, помимо перечисленных выше сведений, должен содержать:

  • требования к раздельному хранению Вскрыши, используемой для добычи ПИ и ПК, и используемой для иных целей;

  • требования к объектам хранения Вскрыши.

Лицо, использующее Отходы, Вскрышу, направляет уведомление о начале их использования в территориальный фонд геологической информации по месту нахождения участка недр, а об Отходах, образовавшихся на участках недр местного значения, также в фонды геологической информации субъектов РФ, не позднее 15 рабочих дней до даты начала использования.

Рекомендации

Лицам, планирующим использовать и отчуждать Отходы или Вскрышу, рекомендуется ознакомиться с проектом правительственного постановления. Мы дополнительно сообщим о его принятии.

Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

17.04.2024

Обзор практики по РОП и взысканию экологического сбора

Главные новости: глубина переработки и утилизация; кто может быть утилизатором?; утилизация и субподряд; ответственность...

01.04.2024

Отчетность по РОП: Какие изменения ждут производителей и импортеров

1 января 2024 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный...

29.03.2024

Значимые споры в сфере экологии за январь-март 2024 г.

Главные новости: обращение с отходами; плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей ...

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных н...