Загрузка...
03.04.2023
9 мин. на чтение

Экология: MustRead за 28 марта – 3 апреля 2023 г.

обзор по экологии.jpg

Изменения законодательства. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Плата за НВОС повышена на 6,1 %

В 2023 году ставка платы за НВОС, установленная в 2016 году, будет применяться с повышающим коэффициентом 1,26. Соответствующее постановление Правительства РФ опубликовано 30 марта 2023 г.

В 2021-2022 г. значение этого коэффициента составляло 1,19. Рост составил 6,1 % - он соответствует прогнозному показателю уровня инфляции на конец 2023 г.

Кроме того, повышена ставка платы за выбросы пыли каменного угля в атмосферный воздух с 67,12 руб. до 71,21 руб. за тонну (рост также составил 6,1 %).

Соответствующее постановление Правительства РФ применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2023 г.

Рекомендации

Ставки платы за НВОС устанавливает Правительство РФ. Ставки на период с 2016 г. по 2018 г. утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913.  Ставки, установленные на 2018 г., ежегодно индексируются с 2019 г. В 2021 г. Правительство решило не повышать ставки платы за НВОС из-за ухудшения экономической ситуации на фоне пандемии коронавируса, а теперь вернулось к их повышению.

Компаниям, чья деятельность сопряжена с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, сбросом их в воду или с размещением отходов, следует применять новый повышающий коэффициент при расчете платы за НВОС за 2023 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2023 г. № 437 «О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду»

Изменение законодательства. Обращение с отходами

Правительство утвердило перечень организаций, которые будут проводить орнитологические исследования свалок в шестой подзоне

В выпуске «Экология: Мастрид» от 26 января 2023 г. мы рассказывали о том, что Правительство разрешило размещать объекты по обращению с ТКО, пищевыми и биологическими отходами в шестой подзоне (на удалении до 15 км от контрольной точки аэродрома) при условии проведения орнитологического исследования, которое подтвердит, что объект не привлекает птиц и не способствует их массовому скоплению.

28 марта 2023 г. опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2023 г. № 725-р, установившее, что такие исследования вправе проводить лишь две организации:

  • ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающий среды» (подведомственно Минприроды);

  • ФГБУ науки «Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН» (подведомственно Министерству науки и высшего образования РФ).

Рекомендации

Нормативно-правовые акты, которые должны установить порядок проведения указанного орнитологического исследования, еще не опубликованы, однако это скорее всего произойдет в ближайшее время. После их вступления в силу компаниям, эксплуатирующим объекты по обращению с ТКО, пищевыми и биологическими отходами в шестой подзоне, следует обратиться в указанные организации для проведения орнитологического исследования.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2023 г. № 725-р

Изменения законодательства. Обращение с отходами

Изменен типовой договор, заключаемый при обращении с отходами I, II классов опасности

Напомним, что с 1 марта 2022 г. хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не имеющие объектов утилизации/обезвреживания/размещения подобных отходов, обязаны заключить договор с федеральным оператором по обращению с отходами I, II классов опасности (ФО). Функции ФО в настоящее время выполняет «Росатом».

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I, II классов опасности утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2019 г. № 1363.

28 марта 2023 г. опубликовано правительственное постановление о внесении изменений в данную типовую форму.

Изменения, в частности, предусматривают, что образователь отходов должен дополнительно сообщить ФО о планируемых местах накопления, коде и наименовании, массе и периодичности передачи отходов.

Кроме того, типовая форма договора дополнена условием о том, что ФО согласовывает представленную образователем отходов заявку на вывоз отходов при отсутствии замечаний к ней в течение 10 рабочих дней с даты ее получения. Основанием для отклонения заявки является указание в ней неполных и (или) недостоверных данных. При наличии замечаний к заявке ФО отклоняет ее с приложением указанных замечаний.

Согласно новой редакции типового договора, ФО должен обеспечить прием отходов для целей транспортирования в даты передачи (погрузки) отходов, указанные в заявке, которые не могут составлять:

  • менее 60 дней, но не более 90 дней с даты оплаты аванса;

  • менее 90 дней, но не более 120 дней с даты оплаты аванса в случае необходимости вывоза отходов из закрытого административно-территориального образования, либо нахождения места накопления отходов на территориях Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации, либо при наличии сезонных ограничений.

Также типовой договор дополнен условием о том, что ФО или привлеченная им организация в течение 10 рабочих дней с даты поступления отходов на объекты их обезвреживания/утилизации/размещения оценивает соответствие передаваемых отходов характеристикам, указанным в заявке, и при установлении такого соответствия осуществляет их приемку.

Если отходы не соответствуют заявке, то ФО может отказаться от их приемки и возвратить отходы их образователю по акту, причем такой возврат осуществляется за счет образователя отходов на основании документально подтвержденных расходов ФО. В этом случае образователь отходов также возмещает ФО документально подтвержденные затраты на хранение непринятых отходов.

Также в договор включено условие о том, что в случае неполучения ФО от образователя отходов  подписанного акта об оказании услуг или замечаний к нему в течение трех рабочих дней, акт об оказании услуг считается подписанным образователем отходов, а услуги по акту об оказании услуг выполненными надлежащим образом в полном объеме.

Изменения вступят в силу с 1 сентября 2023 г.

Рекомендации

Реформа системы обращения с отходами I и II классов опасности должна была обеспечить безопасное обращение с токсичными отходами, очистить рынок от недобросовестных участников и повысить глубину переработки отходов.

Однако работа ФО вызывает нарекания у промышленников. Так, во многих случаях заявки на вывоз токсичных отходов не выполняются монополистом или выполняются спустя длительное время после их подачи. В результате организации вынуждены подолгу хранить у себя отходы I и II классов опасности (что требует наличия соответствующей лицензии, которая отсутствует у многих компаний) и вносить плату за НВОС в связи с хранением таких отходов.

Внесенные в типовую форму договора изменения устанавливают срок, в течение которого ФО должен вывезти отходы. Маловероятно, что это само по себе существенно улучшит ситуацию, если ФО не решит имеющиеся у него логистические проблемы.

Образователям отходов I и II классов опасности следует принимать во внимание, что с сентября 2023 г. договоры с ФО будут заключаться в соответствии с новой формой. Кроме того, следует внимательно относиться к заполнению заявки на вывоз отходов, поскольку несоответствие отходов указанным в заявке характеристикам может привести к возврату отходов и взысканию расходов ФО на их транспортировку и хранение.

Деятельность Росприроднадзора

Росприроднадзор проверит предприятия, загрязняющие Волгу

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования собирается в 2023 г. проверить предприятия, сбрасывающие стоки в Волгу. Об этом 28 марта 2023 г. сообщила глава ведомства Светлана Радионова.

По ее словам, за прошлый год Росприроднадзор обследовал 242 потенциальных источника загрязнения реки — это места сброса сточных вод, районы затопления судов и расположения объектов накопленного вреда, причальные станции и устья малых рек. На протяжении всей реки установлены превышения ПДК по 11 видам загрязняющих веществ. В итоге выявлено 25 объектов, обследования вблизи которых показали максимальные концентрации загрязняющих веществ.

«В этом году мониторинг продолжится, и мы инициируем проверки в отношении предприятий-загрязнителей. Будем добиваться от водопользователей ответственного отношения к природе» - заявила Светлана Радионова.

Рекомендации

Предприятиям, в результате деятельности которых происходит загрязнение Волги, следует внимательно отнестись к анонсированным проверкам и принять меры по подготовке к ним. На практике, в результате подобных проверок ведомство не только назначает административный штраф нарушителю, но и может предъявить к нему иск о взыскании вреда, причиненного водному объекту в результате попадания в него загрязняющих веществ. Суммы требований ведомства по подобным делам могут достигать миллиардов рублей.

Источник

Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами недропользования

Разработан порядок использования отходов недропользования

В развитие положений Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 343-ФЗ подготовлен проект постановления Правительства РФ об утверждении порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр.

Напомним, что поправки, внесенные в федеральный закон «О недрах», призваны вовлечь в хозяйственный оборот вскрышные и вмещающие горные породы, а также некоторые иные отходы недропользования. Согласно поправкам, недропользователь может использовать их для обустройства месторождений, ликвидации горных выработок, рекультивации земель, а также продавать другим лицам.

Проект предусматривает, что можно использовать отходы недропользования V класса опасности (Отходы), вскрышные и вмещающие горные породы (Вскрыша), независимо от даты их образования.

Информация об образовании Отходов и Вскрыши размещается во ФГИС «Единый фонд геологической информации о недрах».

Если Отходы, Вскрыша содержат (согласно данным ФГИС) полезные ископаемые (ПИ) и полезные компоненты (ПК), не относящиеся к общераспространенным полезным ископаемым, использование их в иных целях допускается только после извлечения ПИ и ПК или подтверждения отсутствия технологии их извлечения.

Подтверждение извлечения ПИ и ПК осуществляется на основании данных отчетности пользователей недр. Отсутствие технологии извлечения ПИ и ПК подтверждается заключением государственной экспертизы запасов ПИ, геологической информацией о предоставляемых в пользование участках недр и (или) техническим проектом.

Недропользователь, передавший Вскрышу другому недропользователю или иному лицу, обязан представить в территориальный орган Роснедр договор и акт передачи не позднее 5 рабочих дней с даты подписания для размещения во ФГИС «Автоматизированная система лицензирования недропользования». Дальнейшая передача (перепродажа) вскрышных пород лицом, получившим их от недропользователя, запрещена.

В случае неиспользования переданной Вскрыши в сроки, предусмотренные проектом или договором, она подлежит возврату пользователю недр, который обязан ее принять.

Использование Отходов и Вскрыши осуществляется на основании лицензии и проектной документации и должно быть предусмотрено этими документами. В случае передачи Вскрыши иному пользователю недр решения по ее использованию должны быть предусмотрены проектами как передающей, так и принимающей стороны.

Договор на передачу Вскрыши иному лицу, может быть заключен под отлагательным условием (ст. 157 ГК РФ).

Технический проект на использование Отходов должен содержать:

  • цель использования Отходов;

  • физико-химический и минеральный состав Отходов и объемы их использования, а также допустимые отклонения объемов образуемых и (или) используемых Отходов;

  • источник и дату (период) образования Отходов;

  • условия и сроки использования Отходов;

  • требования к объекту размещения Отходов;

  • географические координаты местоположения Отходов

  • условия соблюдения требований по рациональному использованию и охране недр.

Технический проект по использованию Вскрыши, помимо перечисленных выше сведений, должен содержать:

  • требования к раздельному хранению Вскрыши, используемой для добычи ПИ и ПК, и используемой для иных целей;

  • требования к объектам хранения Вскрыши.

Лицо, использующее Отходы, Вскрышу, направляет уведомление о начале их использования в территориальный фонд геологической информации по месту нахождения участка недр, а об Отходах, образовавшихся на участках недр местного значения, также в фонды геологической информации субъектов РФ, не позднее 15 рабочих дней до даты начала использования.

Рекомендации

Лицам, планирующим использовать и отчуждать Отходы или Вскрышу, рекомендуется ознакомиться с проектом правительственного постановления. Мы дополнительно сообщим о его принятии.

Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...

05.09.2025

Значимые споры в сфере экологии за июль и август 2025 г.

Главные новости: обращение с отходами производства и потребления; плата за НВОС; возмещение вреда окружающей среде.