Загрузка...
14.04.2022
8 мин. на чтение

Законопроект о внешнем управлении организациями с иностранным участием

en




Компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что в Государственную Думу внесен законопроект № 104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией».

Целью законопроекта заявлена защита национальных интересов Российской Федерации. Основанием инициативы послужило приостановление или прекращение деятельности компаний, принадлежащих иностранным лицам, после введения в отношении РФ санкций. 
В отличие от первоначального законопроекта, прокомментированного нами здесь, внесенный в Госдуму вариант был существенно скорректирован. К самым важным стоит отнести то, что существенно сужен круг субъектов, в отношении которых может быть назначена внешняя администрация. 

Что означает назначение внешней администрации?

Введение внешней администрации предполагает временную передачу управления компанией уполномоченной государством организации. 

На кого распространяется законопроект? 

Законопроект относится к организациям, соответствующим одновременно двум критериям: 
  • в которых контролирующим лицом или владельцем не менее чем 25% голосующих акций или долей в уставном капитале является лицо, связанное с «недружественным» иностранным государством (в том числе связаны с таким государством гражданством, местом регистрации, местом преимущественного ведения хозяйственной деятельности или преимущественного извлечения прибыли), и при этом
  • деятельность которых имеет существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в РФ в целом или в отдельном субъекте РФ. 
Положения законопроекта не применяются к кредитным, страховым организациям и негосударственным пенсионным фондам, за исключением отдельных норм, регламентирующих порядок замещения активов и продажи акций (доли) вновь созданного хозяйственного общества. 

Какие компании понимаются под имеющими существенное значение в контексте законопроекта?

Предполагается, что второму критерию субъектов, в отношении которых допускается назначение внешней администрации соответствуют организации:
  • осуществляющие деятельность в сфере производства, переработки или реализации социально значимых продовольственных товаров и товаров первой необходимости, или в отношении которых возможно государственное регулирования цен;
  • осуществляющие деятельность в условиях естественной монополии и (или) доминирующего положения на товарном рынке;
  • единственные производители либо единственные поставщики продукции, не имеющей российских аналогов;
  • численность работников которых не менее 25% работающего населения соответствующего населенного пункта;
  • прекращение или нарушение деятельности которых может:
    • повлечь техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, прекращение эксплуатации социально значимых объектов; 
    • к дестабилизации, необоснованному увеличению розничных цен на указанные выше товары (работы, услуги);
    • к прекращению деятельности иных организаций, перечисленных выше.
Но решением межведомственной комиссии, созданной Минэкразвития (далее - Межведомственная комиссия), и иные организации могут быть признаны соответствующими критерию существенности значения для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота. 

Условия назначения внешней администрации

Внешняя администрация может быть назначена при наличии одного из следующих обстоятельств:
  • прекращение управления органами управления и (или) акционерами (участниками), повлекло существенное уменьшение стоимости имущества организации и (или) ее неспособность исполнять свои обязательства;
  • перечисленными лицами осуществляются действия, которые могут привести к необоснованному прекращению деятельности, ликвидации или банкротству организации, причинению ей ущерба; 
  • деятельность организации прекращена (нарушена) или приостановлена и (или) существенно уменьшился объем производства и продажи продукции, товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (как показатель - сокращение выручки на 30%); 
  • продолжение деятельности без назначения внешней администрации создает угрозу вышеперечисленных последствий и возникновения основания для назначения внешней администрации, и/или угрозу возникновения катастроф или дестабилизации цен; 
  • устранение оснований для назначения внешней администрации, предусмотренных выше, может потребовать расходования средств бюджета РФ и (или) бюджета субъекта РФ.
Правительством РФ могут быть установлены дополнительные основания принятия Межведомственной комиссией решения о подаче в суд заявления о назначении внешней администрации.

Кто осуществляет функции внешней администрации и каковы ее полномочия?

По общему правилу, функции внешней администрации возлагаются на ГК «ВЭБ.РФ». Но решением Межведомственной комиссии суду для назначения может быть предложено иное лицо.
Предполагается лишь два варианта полномочий внешней администрации:
  • доверительное управление всеми или частью акций (долей в уставном капитале) организации; 
  • полномочия руководителя организации.
Законопроект допускает возможность перехода от одного вида полномочий к другому. В этом случае может произойти изменение организации, осуществляющей функции внешней администрации, а сроки ее полномочий начинают исчисляться заново.

Проект содержит регулирование порядка осуществления обоих вариантов полномочий.

Механизм назначения внешней администрации

Внешняя администрация назначается только Арбитражным судом города Москвы на основании заявления уполномоченного органа (ФНС России).

Подаче заявления в суд должно предшествовать решение Межведомственной комиссии, принимаемое на основании решений руководителя отраслевого федерального органа исполнительной власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в котором зарегистрирована или на территории которого осуществляет деятельность организация.

Сведения о подаче заявления о назначении внешней администрации включаются заявителем в ЕФРСДЮЛ не позднее дня его подачи в суд. В этот же срок заявление направляется в адрес самой организации.

Решение о принятии заявления о назначении внешней администрации к производству принимается судом в день его поступления обращения и подлежит рассмотрению судом не ранее чем через 5 и не позднее чем через 7 рабочих дней со дня принятия без предварительного заседания.

При отсутствии оснований для отказа в назначении внешней администрации суд принимает решение о ее назначении, которое может быть обжаловано акционером (участником) организации в апелляционном порядке.

Обеспечительные меры

На основании ходатайства заявителя суд одновременно с возбуждением дела может принять обеспечительные меры, которые могут быть направлены в частности на запрет:
  • сделок с активами;
  • увольнения сотрудников;
  • расторжения договоров организации;
  • распоряжения акциями (долями в уставном капитале) организации.
Более того, на основании решения Межведомственной комиссии ФНС России может ходатайствовать об одновременном с возбуждением производства по делу принятии обеспечительных мер в виде передачи организации, указанной в заявлении для назначения в качестве внешней администрации, полномочий руководителя организации с правом беспрепятственного доступа к имуществу организации и отмены решений органов управления организации.

Можно ли предотвратить введение внешней администрации или досрочно прекратить ее полномочия?

До даты судебного заседания руководитель организации или ее акционеры (участники), обладающие 50 и более процентами акций (долей) вправе ходатайствовать об отказе от назначения внешней администрации. Условием отказа является принятие акционерами (участниками) обязательств по возобновлению / продолжению деятельности организации на территории РФ, в том числе в связи с планируемым отчуждением акций (долей) или передачей их в доверительное управление лицу, не относящемуся к субъектам, к которым применим законопроект. Такая сделка по отчуждению акций (долей) должна состояться в течение 3-х месяцев с даты принятия судом решения об отказе в назначении внешней администрации.

Кроме того, в период действия внешней администрации акционеры (участники), обладающие 50 и более процентами акций (долей) могут обратиться в Межведомственную комиссию с заявлением о досрочном прекращении полномочий администрации. Основанием прекращения является принятие ими обязательств по устранению оснований назначения администрации, в том числе в связи с планируемой вышеуказанной сделкой или передачей акций (долей) в доверительное управление. При положительном решении Межведомственной комиссии, на его основании ФНС России обращается в суд с соответствующим заявлением, и суд прекращает внешнее управление.

На какой срок назначается внешняя администрация?

Срок действия полномочий внешней администрации составляет 18 месяцев и может быть продлен на тот же период. 

Последствия назначения внешней администрации в виде передачи полномочий руководителя организации

Наряду со сходными с введением внешнего управления в банкротстве последствиями, обращает на себя внимание запрет контрагентам в одностороннем внесудебном порядке заявлять отказ от исполнения договора с организацией или изменять такой договор.

Права и обязанности внешней администрации

Законопроект предусматривает, что внешняя администрация обязана действовать добросовестно и разумно в интересах организации, ее кредиторов, работников и общества.

Ее основными правами и обязанностями являются:
  • осуществление полномочий руководителя организации, в том числе распоряжение ее имуществом, включая средства, находящиеся на банковских счетах; принятие мер по обеспечению возобновления или продолжения деятельности организации, предупреждению ее банкротства;
  • принятие мер по обеспечению сохранности имущества организации и рабочих мест.

Реестр требований кредиторов

Внешняя администрация самостоятельно выявляет кредиторов организации и уведомляет их включении в реестр требований. Кредиторы вправе и самостоятельно заявить свои требования внешней администрации в течение 1 месяца с даты публикации в ЕФРСДЮЛ о ее назначении. Внешняя администрация принимает решение относительно включения требований в реестр в течение 10 рабочих дней, уведомляет об этом кредитора и публикует информацию о принятом решении в ЕФРСДЮЛ. Решение может быть обжаловано в суд в течении 10 рабочих дней с даты, когда кредитор узнал о нем или должен был узнать.

Замещение активов организации

Межведомственной комиссией на основании ходатайства внешней администрации может быть принято решение о проведении замещения активов организации.  В этом случае на базе всего имущества организации создается новое хозяйственное общество, единственным участником которого становится организация. Акции (доли в уставном капитале) созданного хозяйственного общества подлежат реализации на торгах.

Замещение активов проводится по правилам Закона о банкротстве со своими нюансами:
  • размер уставного капитала создаваемой организации определяется в сумме ликвидационной стоимости всех ее активов;
  • ликвидационная стоимость акций (доли) созданной компании равна ликвидационной стоимости всех ее активов;
  • положения законодательства о гарантиях прав кредиторов при реорганизации в форме выделения не применяются.

Ликвидация или банкротство организации

При наличии оснований принудительной ликвидации и/или признаков неплатежеспособности внешняя администрация обязана обратиться в Межведомственную комиссию, а затем, при согласии комиссии – в суд с заявлением о банкротстве организации. При этом замещение активов происходит в любом случае, и к заявлению о банкротстве внешняя администрация прикладывает положение о торгах по продаже акций или доли в уставном капитале организации.

Принудительная ликвидация или банкротство осуществляются по правилам Закона о банкротстве, но функции ликвидатора или арбитражного управляющего выполняет внешняя администрация. При этом, единственной применяемой процедурой является конкурсное производство.

Ожидаемый порядок вступления закона в силу и его обратное действие

Предполагается, что в случае принятия законопроекта, он вступит в силу со дня официального опубликования. При этом его положения будут распространяться на организации, совершившие действия, влекущие возможность назначения внешней администрации, до даты вступления закона в силу.

О чем подумать, что сделать

Учитывая оперативное формирование антисанкционного законодательства, можно ожидать рассмотрение законопроекта и принятие соответствующего закона в ближайшее время. Рекомендуем иностранным участникам и акционерам компаний, зарегистрированных на территории РФ, объявившим о прекращении деятельности организации или планирующих такое прекращение (приостановление) ориентироваться на комментируемый вариант законопроекта и проанализировать риски назначения внешнего управления.  Только после оценки всех последствий применения антисанкционных нормативных актов и законопроектов следует принимать решения о сворачивании бизнеса, расторжении контрактов и сокращении/увольнение работников организаций. 

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом антикризисной защиты бизнеса. Мы готовы оказать правовую поддержку с точки зрения оценки и предотвращения рисков применительно к банкротному и санкционному законодательству при реструктуризации бизнеса, прекращении деятельности дочерних компаний и структурных подразделений, расторжении договоров, сопровождении добровольной ликвидации или банкротства. 

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.09.2024

Материалы предпроверочного анализа: доказательство или версия налогового правонарушения?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Материалы предпроверочного анализа: доказательство или версия налогового правонарушения...

Смотреть

09.10.2024

Эксперты обсудили банкротство как способ разрешения корпоративных конфликтов

8 октября газета «Ведомости» провела X юбилейную конференцию о практических аспектах правового регулирования в банкротстве....

09.10.2024

Кассация: общие нормы ГК неприменимы при наличии банкротных оснований оспаривания

ООО «Персонал» поставило оборудование ООО «Тверская усадьба» на 187 млн рублей. Наталья Савенкова, руководитель и участник...

09.10.2024

Банкротство: MustRead за 2–9 октября 2024 г. Выпуск № 241

Главные новости: ВС РФ не допустил понижения очередности требования банка Требования из реституции по недействительной...

08.10.2024

ВС рассмотрит спор о двойной ответственности руководителя в банкротстве

В рамках банкротства ООО «МТК» его конкурсный управляющий Сергей Иванников обратился в суд с заявлением о привлечении бывшего...