Загрузка...

Введена административная ответственность юридических лиц за операции с имуществом, полученным преступным путем

1 сентября 2022 г. вступила в силу новая ст. 15.273 КоАП РФ «Совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем»[1].

Согласно позиции разработчиков законопроекта[2], введение новых мер ответственности обусловлено необходимостью создания эффективных мер противодействия преступлениям, совершаемым с использованием возможностей юридических лиц и в их интересах. Кроме того, разработка новой охранительной нормы была направлена на устранение излишней криминализации в экономической сфере в качестве задачи, сформулированной Президентом РФ[3], а также гармонизацию российского антиотмывочного законодательства и положений международных актов[4].

За какие действия последует ответственность

За совершение сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо полученными преступным путем. При условии, что эти действия совершаются в интересах юридического лица, а их цель – придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежным средствами или иным имуществом.

Под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления[5].

Кого привлекут к ответственности

Юридическое лицо, физические лица привлекаются за данное нарушение к уголовной ответственности.

Наказание

Операции с имуществом, полученным преступным путем, будут наказываться штрафом в размере до трехкратной суммы денежных средств или имущества, являющихся предметом административного правонарушения, или административным приостановлением деятельности на срок до 30 суток.

В дополнение к любому из указанных основных видов наказания может быть назначена конфискация предмета правонарушения – незаконно полученных денежных средств или иного имущества.

Основания для освобождения от ответственности

Примечанием 2 к ст. 15.273 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения юридического лица от ответственности, если оно способствовало выявлению правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением.

Формулировка примечания об освобождении от ответственности представляется крайне расплывчатой, поскольку предоставляет широкие дискреционные полномочия сотрудникам правоохранительных органов на признание конкретных действий от имени юридического лица как способствующих выявлению/раскрытию/расследованию преступления.

Другие изменения в КоАП РФ

В КоАП РФ внесены сопутствующие ст. 15.273 изменения, в частности:

  • экстерриториальность ответственности за легализацию денежных средств и иного незаконного имущества: юридическое лицо подлежит ответственности по КоАП РФ, если правонарушение совершено за пределами РФ и направлено против ее интересов либо в случаях, предусмотренных международным договором РФ, при этом юридическое лицо не было привлечено к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве (ч. 3 ст. 1.8 и ч. 2.1 ст. 2.6 КоАП РФ);

  • административный штраф не подлежит замене на предупреждение и должен быть уплачен не позднее 7 дней (ч. 2 ст. 4.1.1, ч. 1.4 ст. 32.2 КоАП РФ);

  • срок давности вынесения постановления по делу об административном правонарушении – 3 года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ);

  • составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.273 уполномочены должностные лица Росфинмониторинга, а рассматривать административные дела – судьи районных судов (п. 82 ч. 2 ст. 28.3, абз. 3. ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

  • в качестве обеспечительной меры исполнения постановления о назначении наказания по ст. 15.273 суд может наложить арест на имущество юридического лица на основании мотивированного ходатайства прокурора или должностного лица Росфинмониторинга (п. 3 ч.1 ст. 27.1, ст. 27.20 КоАП).

Уголовная ответственность физических лиц

Уголовная ответственность для физических лиц за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем, установлена ст. 174 УК РФ.

К уголовной ответственности может быть привлечено одно физическое лицо,

  • уполномоченное совершать действия от имени организации на основании закона, иного правового акта, учредительного документа, договора или доверенности;

  • занимающее должность в органах управления или органах, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица;

  • либо бенефициарный владелец этой организации[6].

А может быть привлечено несколько лиц: преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления[7] (например, учредитель, руководитель и главный бухгалтер). В этом случае, а также в случае, если деяние совершено в особо крупном размере (свыше 6 миллионов рублей) либо организованной группой, предусмотрен повышенный уровень ответственности в виде лишения свободы до 7 лет со штрафом и дисквалификацией (до 5 лет).

Согласно аналитическим данным МВД России количество зарегистрированных преступлений по ст. 174 УК РФ в последние годы растет.

Алерт_15.27.3 КоАП.PNG

А в первом полугодии 2022 г. уже зарегистрировано 596 таких преступлений[8].

О чем подумать, что сделать

Введение административной ответственности за рассматриваемое правонарушение для организаций отражает повышенное внимание правоохранительных и уполномоченных контролирующих органов к незаконным действиям в указанной сфере.

Вместе с тем, введение административной ответственности за работу с незаконно полученными денежными средствами и иным имуществом увеличит нагрузку на юридические и комплаенс-службы компании в связи с необходимостью осуществлять дополнительный внутренний контроль и проверочные мероприятия, включая тщательную проверку контрагентов компании.

Поскольку от имени юридического лица противоправное действие может совершить любое лицо, которое действует на основании правового акта, учредительного документа, договора или доверенности, компаниям следует проявлять повышенную осмотрительность при выборе физических лиц, которые будут уполномочены совершать сделки или финансовые операции в интересах организации, а также при контроле за их деятельностью.

Комплаенс-офицерам компаний необходимо сформировать матрицу рисков, в каких ситуациях сомнительная сделка или финансовая операция физического лица может восприниматься как совершенная в интересах организации. В случае, если основная цель действий уполномоченного лица будет направлена на удовлетворение собственных интересов, но при этом его действия в какой-либо степени будет соответствовать интересам организации, юридическое лицо будет привлечено к административной ответственности. В этой связи необходимо на регулярной основе проводить аудит проводимых сделок, а также разработать системные меры по митигированию указанных рисков, иначе вполне добросовестная компания может быть привлечена к ответственности по данному основанию.

Помощь консультанта

Юристы «Пепеляев Групп» готовы оценить действия уполномоченных лиц на предмет административно-правовых и уголовно-правовых рисков ответственности за операции с имуществом, полученным преступным путем, с учетом происходящих изменений в законодательстве и его толковании, оказать услугу по правовому дью дилидженсу контрагентов компании, разработать дополнительные меры по защите прав и законных интересов компании и ее руководителей от указанных выше рисков.


[1] Федеральный закон от 04.03.2022 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

[2] Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», № 1197680-7.

[3] Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

[4] Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма.

[5] Статья 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

[6] По смыслу п. 8 ст. 6.1. Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

[7] ч. 2 ст. 35 УК РФ.

[8] По данным сборников МВД России «Состояние преступности» за январь-декабрь 2015-2021 гг. и за январь-июнь 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/1/ (дата обращения 30.08.2022).

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке
05.08.2022
В «Пепеляев Групп» избран новый партнер
28.07.2022
В Центре законодательных инициатив обсудили вопросы совершенствования корпоратив...