Загрузка...
02.05.2023
7 мин. на чтение

В Государственную Думу внесен проект закона о реформировании системы расширенной ответственности производителя

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 25 апреля 2023 г. в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий существенные изменения в положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» о расширенной ответственности производителей.[1]

Напомним, что суть института РОП заключается в том, что производители и импортеры, которые, соответственно, произвели в России или ввезли в Россию определенные товары или упаковку, должны обеспечить утилизацию этих товаров и упаковки в конце жизненного цикла товаров и упаковки. В качестве альтернативы компании могут уплатить экологический сбор в федеральный бюджет. Положения о РОП действуют с 2015 г.

Заместителем председателя Правительства РФ Викторией Абрамченко в декабре 2020 г. была утверждена концепция реформирования института РОП.[2] С тех пор Минприроды России занималось разработкой законопроекта, который необходим для реформирования института РОП. Публичное обсуждение разработанного законопроекта проходило в период с 7 по 20 октября 2022.[3]

Согласно пояснительной записке к Законопроекту, его основной целью является формирование эффективной государственной модели регулирования, направленной на максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот (в первую очередь, упаковочных отходов) и минимизация объемов захоронения отходов потребления.

Текущая версия Законопроекта предусматривает следующие ключевые изменения в положения о РОП:

  • ответственность за утилизацию упаковки товаров, произведенных в РФ, переносится с производителей таких товаров на производителей/импортеров упаковки.[4] При этом, согласно действующему регулированию, такую ответственность несет производитель товаров в упаковке;[5]

  • введение с 2027 года 100 % норматива утилизации для упаковки. Таким образом, с 1 января 2027 года производители и импортеры упаковки должны будут обеспечивать утилизацию всей массы упаковки, произведенной на территории России и/или ввезенной в Россию (либо платить экологический сбор).

До 2027 года Законопроект устанавливает следующие нормативы утилизации упаковки: в 2024 году – по нормативам, установленным Правительством РФ; в 2025 году – 55 %; в 2026 году 75 %;[6]

  • обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки, возникает у производителя товаров с наиболее ранней из следующих дат:[7]

  • день отгрузки/передачи товаров;

  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров;

  • день списания испорченного или бракованного товара.

Обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров и упаковки возникает у импортера:[8]

  • для товаров и упаковки, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза, - со дня принятия их на учет;

  • для товаров и упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами ЕАЭС, – со дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления.

В настоящее время обязанность обеспечивать утилизацию в рамках системы РОП возникает у производителей/импортеров с момента первичной реализации товаров на территории России;

  • ограничиваются способы выполнения обязательств в рамках РОП, а именно: исключается возможность поручить выполнение нормативов утилизации отходов российскому экологическому оператору или ассоциации производителей/импортеров.

Согласно новым положениям производители/импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно: путем создания собственной инфраструктуры для утилизации или путем заключения договора с утилизатором.

При этом Законопроектом предложено ввести новый пласт регулирования в части деятельности утилизаторов. Так, Законопроектом определено, что утилизаторами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенные в специальный реестр утилизаторов.[9] Только включенные в реестр утилизаторов лица смогут выполнять работы по утилизации отходов от использования товаров. Ведение реестра утилизаторов возлагается на Росприроднадзор;

  • установлена обязанность утилизаторов ежеквартально представлять в Росприроднадзор отчетность о массе товаров, отходы от использования которых утилизированы, и сведения о договорах, заключенных с производителями/импортерами товаров, иными лицами, а также о расторжении таких договоров в отчетном периоде.[10] Основной целью введения данной обязанности является исключение практики заключения «липовых» договоров на утилизацию отходов от использования товаров.

В случае неисполнения утилизатором обязанности по утилизации, предусмотренной договором об утилизации, а также в случае нарушения определенных требований к утилизации обязанность уплатить экологический сбор в отношении отходов, которые не были утилизированы (были утилизированы с нарушениями), возлагается на утилизатора;[11]

  • регламентирован порядок внесения/исключения сведений об утилизаторах в реестр утилизаторов, в том числе введена возможность проверки наличия у них необходимых мощностей для утилизации заявленного ими объема отходов (оборудования и/или специализированных установок для утилизации).[12] Установлены основания для исключения лица из реестра утилизаторов (в случае прекращения действия лицензии на деятельность по утилизации отходов, выявления фактов неуплаты утилизатором экологического сбора (если такая обязанность возникла у него в соответствии с новыми положениями закона), привлечения утилизатора к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 9-10 ст. 8.2, ст. 8.51 КоАП РФ и т. д.);

  • устанавливается запрет выполнения утилизации отходов от использования товаров за счет утилизации иных видов отходов от использования товаров (кроме включенных в одну группу);[13]

  • предусматривается, что обеспечить утилизацию отходов от использования товаров возможно только путем использования таких отходов для производства товаров/продукции (но только при условии соответствия утилизируемых видов отходов и произведенных товаров/продукции специальным перечням, установленным Минприроды России совместно с Минпромторгом России).[14] Данные требования должны вступить в силу с 1 января 2025 г.;

  • установлены случаи, когда утилизация не признается выполненной, например:[15]

  • договор на утилизацию заключен с лицом, отсутствующем в реестре утилизаторов;

  • указанная в акте утилизации масса отходов от использования товаров не может быть переработана утилизатором, поскольку последним превышена предельная производственная мощность принадлежащего ему оборудования/установок для утилизации;

  • установлено, что при производстве товара на территории России с использованием вторичного сырья к нормативу утилизации (к массе произведенной упаковки) будет применяться понижающий коэффициент. Размер такого коэффициента предстоит установить Правительству РФ;[16]

  • детально регламентированы процедурные аспекты проверки исполнения производителями, импортерами товаров, а также утилизаторами, обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;[17]

  • Законопроектом вводится новый подход к определению ставок экологического сбора, уплачиваемого при невыполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров. В подобном случае вместо применения установленных ставок экологического сбора предусмотрено применение ставок экологического сбора с дополнительными, повышающими коэффициентами, учитывающими характеристики товара (в том числе сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации).[18]

Необходимо отметить, что в Законопроект не вошло положение о ежегодном увеличении нормативов утилизации в отношении товаров, не являющихся упаковкой. Ранее предполагалось увеличение данных нормативов не менее чем на 10 % в год.

Законопроектом предусмотрено вступление изменений в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных изменений, для которых установлены свои сроки вступления в силу.

О чем подумать, что сделать

Законопроект может затронуть широкий круг компаний. В первую очередь новое регулирование серьезно отразится на производителях и импортерах товаров. Существенно изменятся и условия деятельности утилизаторов, а также производителей упаковки. Производителям и импортерам при планировании своей деятельности необходимо в первую очередь учитывать требование о заключении договоров на утилизацию исключительно с лицами, включенными в реестр утилизаторов, а также требование об утилизации упаковки в объеме 55 % в 2025 году, 75 % – в 2026 году и 100 % – с 1 января 2027 года.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку производителям и импортерам товаров, а также иным лицам, чья деятельность связана с отходами потребления, по вопросам применения новых требований к обеспечению утилизации отходов, в том числе по вопросам:

  • оформления договоров с утилизаторами, а также оформления документации в рамках исполнения таких договоров;

  • определения соответствия утилизируемых видов отходов и произведенных (в рамках утилизации) товаров/продукции официально установленным перечням;

  • расчета суммы экологического сбора по новым правилам.


[1] Источник

[2] Источник

[3] Источник

[4] Пункты 1, 4, 8 новой ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления), вносимой Законопроектом.

[5] П. 1.1 ст. 24.2 Закона об отходах производства и потребления.

[6] Пункты 5-6 ст. 4 Законопроекта.

[7] П. 1 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[8] П. 2 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[9] П. 3 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[10] П. 2 новой ст. 242-2 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[11] П. 3 новой ст. 242-2 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[12] Новая ст. 242-3 Закона об отходах производства и потребления, вносимая Законопроектом.

[13] П. 4 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[14] Пункты 5-6 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[15] П. 13 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[16] П. 15 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[17] Новая ст. 242-4 Закона об отходах производства и потребления, вносимая Законопроектом.

[18] Абзац 23 ст. 5, пункты 7-9 ст. 24.5 Закона об отходах производства и потребления в редакции Законопроекта.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

14.05.2024

Опасные производственные объекты: новое регулирование

Елена Крестьянцева, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев...

07.05.2024

Новости экологии: объекты НВОС IV категории, КЭР, городские леса, экологические штрафы и др.

В этом ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных ...

17.04.2024

Обзор практики по РОП и взысканию экологического сбора

Главные новости: глубина переработки и утилизация; кто может быть утилизатором?; утилизация и субподряд; ответственность...

01.04.2024

Отчетность по РОП: Какие изменения ждут производителей и импортеров

1 января 2024 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный...