Загрузка...
17.06.2020
5 мин. на чтение

Правительство РФ готовится скорректировать критерии категоризации объектов негативного воздействия на окружающую среду

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о завершении разработки проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».[1]

Напомним, что согласно действующему экологическому законодательству, перечень разрешительной и отчетной документации, необходимой для надлежащей эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) определяется в зависимости от его категории.

С учетом степени экологической опасности деятельности, осуществляемой на таком объекте, он подлежит отнесению к одной из четырех категорий:[2]

I категория – значительное НВОС;

II категория – умеренное НВОС;

III категория – незначительное НВОС;

IV категория – минимальное НВОС.

В настоящее время в целях категоризации объектов НВОС применяются критерии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029. Указанное постановление должно прекратить действовать с 1 января 2021 г. в рамках применения механизма «регуляторной гильотины» – инструмента пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.

Взамен Минприроды разработало новое постановление, которое призвано уточнить формулировки критериев для более точного распределения объектов НВОС по категориям (Критерии).

comment.jpg

Формулируя критерии категорий НВОС, Минприроды опиралось не на данные о фактическом НВОС тех или иных производств, а на максимально возможное (потенциальное) воздействие на окружающую среду в случае неприменения природоохранных мероприятий и наилучших доступных технологий.

1. Расширены перечни объектов, относящихся к объектам НВОС I-III категорий

Так, по новым правилам в I категорию НВОС дополнительно попадут в том числе объекты, на которых:

  • осуществляется утилизация отходов производства и потребления с применением термических способов (сжигание, пиролиз, газификация);[3]
  • добывается минеральное сырье для химической промышленности и производства минеральных удобрений;[4]
  • используются отходы добычи железных руд, руд цветных металлов, угля, минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений;[5]
  • ведется производственная деятельность, связанная с добычей железных руд, руд цветных металлов, угля, минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений.[6]

Ко II категории объектов НВОС будут дополнительно отнесены в том числе следующие объекты:

  • по добыче асфальта, слюды, алмазов, а также прочих горных пород (если такие объекты не отнесены к I категории НВОС);[7]
  • по производству фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит;[8]
  • по складированию и хранению химических веществ (с общей проектной вместимостью 50 тонн и более);[9]
  • по транспортированию газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием межпромысловых трубопроводов;[10]
  • по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на железнодорожной эстакаде.[11]

К III категории объектов НВОС будут дополнительно отнесены объекты для осуществления в частности следующей деятельности:

  • строительства объектов капитального строительства;[12]
  • любой деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (если такие объекты не отнесены к I или II категории НВОС).[13]

Указанные изменения направлены на исключение «не учтенных» объектов НВОС, не подпадающих под действие критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029.

comment.jpg

Определение категории объекта НВОС исключительно в зависимости от вида хозяйственной деятельности предприятия представляется не во всех случаях обоснованным. К примеру, любой объект, на котором осуществляется деятельность по термической утилизации отходов (в том числе практически неопасных бытовых отходов), будет отнесен к I категории НВОС вне зависимости от объемов утилизации и проектной производительности применяемого для утилизации оборудования, что навряд ли отвечает принципу категоризации объектов в зависимости от степени НВОС.

2. Установлен дополнительный критерий для объектов IV категории НВОС

В данную категорию включаются объекты, на которых отсутствуют какие-либо выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.[14] Последствием данного нововведения может стать необходимость постановки на учет в качестве объектов НВОС объектов, не имеющих в своем составе стационарных источников загрязнения (и, как следствие, не находившихся на соответствующем учете ранее).

3. Установлены / уточнены показатели проектной производительности для отнесения объекта к той или иной категории НВОС

Для некоторых предприятий (в частности, для производств керамических изделий, предприятий пищевой промышленности) установлены / уточнены показатели проектной производительности для отнесения к той или иной категории НВОС.

Например, по новым правилам к I категории объектов НВОС будут относится объекты, на которых производятся огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более (ранее – 1 млн шт. в год). Если же проектная производительность указанных объектов составит менее 75 тонн в сутки, то указанные объекты будут отнесены ко II категории объектов НВОС.[15]

4. Пересмотрены критерии отнесения к той или иной категории НВОС для объектов по обращению с отходами

Критерии категоризации объектов в указанной части приведены в соответствие с действующим законодательством об отходах. Проект постановления предусматривает, что категория присваивается соответствующему объекту в зависимости от 3 параметров:[16]

  • вид осуществляемой на объекте деятельности по обращению с отходами (утилизация, обезвреживание, обеззараживание, размещение);
  • вид и класс опасности отхода (биологические, медицинские отходы, отходы производства и потребления I – V классов опасности);
  • проектная производительность объекта по обращению с отходами.

О чем подумать, что сделать

Природопользователям необходимо учитывать, что принятие данного постановления может повлечь изменение категории эксплуатируемого объекта НВОС. Учитывая, что разработка проекта постановления завершена,[17] вероятно, следует ожидать его принятия в ближайшее время. При этом новые Критерии должны начать действовать уже с 1 января 2021 г.[18]

В этой связи мы рекомендуем природопользователям ознакомиться с Критериями и определить необходимость внесения изменений в учетные данные об эксплуатируемых объектах НВОС, либо постановки таких объектов на соответствующий учет.

В случае наличия такой необходимости, рекомендуется своевременно предпринять действия, направленные на соответствующее внесение изменений / постановку на учет, а также определить состав разрешительной и (или) отчетной документации, необходимой для надлежащей эксплуатации объекта НВОС в соответствии с новой категорией.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оперативно оказать юридическую поддержку по любым вопросам, возникающим в связи с учетом объектов НВОС в органах Росприроднадзора, а также подготовкой документации, необходимой для надлежащей эксплуатации объектов НВОС.



[2] Ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[3] Подпункт «н» п. 1 Критериев.

[4] Подпункт «ш» п. 1 Критериев.

[5] Подпункты «г», «д», «ш» п.1 Критериев.

[6] Подпункты «г», «д», «ш» п.1 Критериев.

[7] Подпункт «б» п. 2 Критериев.

[8] Подпункт «ж» п. 2 Критериев.

[9] Подпункт «ц» п. 2 Критериев.

[10] Подпункт «с» п. 2 Критериев.

[11] Подпункт «с» п. 2 Критериев.

[12] Подпункт «г» п. 5 Критериев.

[13] Подпункт «а» п. 5 Критериев.

[14] Подпункт «а» п. 6 Критериев.

[15] Подпункт «з» п. 1, подпункт «г» п. 2 Критериев.

[16] Подпункты «н» - «п» п.1, подпункты «ч», «я» п. 2, подпункт «в» п. 5 Критериев

[18] П. 2 проекта постановления.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

17.04.2024

Обзор практики по РОП и взысканию экологического сбора

Главные новости: глубина переработки и утилизация; кто может быть утилизатором?; утилизация и субподряд; ответственность...

01.04.2024

Отчетность по РОП: Какие изменения ждут производителей и импортеров

1 января 2024 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный...

29.03.2024

Значимые споры в сфере экологии за январь-март 2024 г.

Главные новости: обращение с отходами; плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей ...

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных н...