Готовится усиление ответственности за нарушение правил обращения с отходами
Минприроды России подготовило проект закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предлагается дополнение статей 8.2, 8.4, 8.6 новыми положениями, а также введение новых составов административных правонарушений (статьи 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, 8.5.1, 8.41.1) в области обращения с отходами производства и потребления.
До 1 августа законопроект проходит публичные обсуждения[1].
Изменение редакции и дополнения статьи 8.2 КоАП РФ
В действующей редакции ст. 8.2 КоАП РФ содержит один «общий» состав и предусматривает ответственность за несоблюдение любых экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами[2] .
Проектом предлагается изложение этой статьи в новой редакции в составе 11-ти частей. Новая редакция нормы предусматривает ответственность только за нарушение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований выделено в отдельный состав (ст. 6.34), также, как и нарушение требований по обращению с иными опасными веществами (ст. 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3).
В новой редакции ст. 8.2 предусмотрены отдельные составы правонарушений по видам обращения с отходами и за несоблюдение отдельных требований при обращении с отходами.
|
Проектом предлагается четко ограничить круг требований природоохранного законодательства, при нарушении которых применима ст. 8.2 КоАП РФ – ввести 11 конкретных составов вместо одного общего «на все случаи». Безусловно, такой подход приведет к большей определенности на практике. |
Увеличение размера штрафа за нарушения законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ)
За невыполнение требований о проведении экологической экспертизы и реализацию проекта без положительного заключения экологической экспертизы предлагается ввести штраф в следующих размерах: на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 руб.
За осуществление деятельности, не соответствующее документации, получившей положительное заключение экологической экспертизы - штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. – на должностных лиц; от 100 000 до 250 000 руб. – на юридических лиц.
Дополнение статьи 8.6 и главы 8 КоАП РФ новыми составами правонарушений
Предлагается ввести ответственность за нарушение требований в области обращения с отходами производства и потребления, которые были предусмотрены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ (об ответственности производителя/импортера за утилизацию произведенных/ импортированных товаров или уплате экологического сбора), а также требований о проведении контроля за состоянием и воздействием объекта размещения отходов, его рекультивации и консервации, нарушения запрета на применение твердых коммунальных отходов при рекультивации.
О чем подумать, что сделать
Рекомендуем ознакомиться с положениями законопроекта, а при наличии предложений по его доработке – направить их разработчику через сайт regulation.gov.ru.
На наш взгляд, вероятность принятия данного законопроекта велика, поскольку его разработка предусмотрена Планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления[3]. Есть это мероприятие и Перечне поручений Президента РФ по вопросам обращения с отходами животноводства от 01.02.2017 № Пр-179.
Помощь консультантов
Мы будем отслеживать «судьбу» законопроекта и оперативно информировать вас обо всех изменениях.
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы проконсультировать по вопросам применения планируемых нововведений, возможных рисках, а также оказать помощь в подготовке предложений и замечаний по доработке законопроекта.