Загрузка...
11.01.2017
5 мин. на чтение

Повышаются риски ответственности контролирующих лиц

Компания «Пепеляев Групп» обращает внимание на предстоящие изменения законодательства, усиливающие ответственность бенефициаров, участников и членов органов управления юридических лиц.

28 декабря 2016 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вносятся поправки в федеральные законы от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Закон вступит в силу 28 июня 2017 г..
 
Вводятся новые основания и условия привлечения к ответственности бенефициаров и членов органов управления компаний.

Ниже изложены основные положения Закона.

Ответственность в случае исключения общества из ЕГРЮЛ как недействующего


Закон об ООО дополнен нормой, в соответствии с которой исключение общества из ЕГРЮЛ как недействующего влечет последствия, предусмотренные для отказа основного должника от исполнения обязательств.
 
Если неисполнение обязательств общества обусловлено недобросовестным или неразумным поведением лиц, перечисленных в пунктах 1-3 ст. 53.1 ГК РФ*, то по заявлению кредитора на указанных лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам такого общества. 

Комментарий "Пепеляев Групп": Законодатель вводит совершенно новое основание субсидиарной ответственности, требующее более тщательного контроля со стороны собственников бизнеса и руководителей за недействующими компаниями. Рекомендуем осуществлять проверку таких компаний на предмет выявления неисполненных обязательств, своевременно предпринимать меры к их ликвидации или реорганизации.

Обращаем внимание на то, что учредитель недействующего ООО, ликвидированного в административном порядке, обладавший 50 и более процентами долей в уставном капитале общества, в течение 3-х лет не вправе учреждать новые юридические лица**. 


Изменения процессуального порядка рассмотрения заявлений о субсидиарной ответственности 


Впервые законодатель предусмотрел возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве. 

Теперь заявление о субсидиарной ответственности может быть подано после завершения конкурсного производства, а также после возвращения заявления о банкротстве или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью имущества должника для финансирования судебных расходов. В таких случаях заявление будет рассматривать арбитражный суд, рассматривавший дело о банкротстве. Аналогичный порядок применяется к заявлениям о возмещении убытков, причиненных должнику учредителями или органами управления. 

Рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве***, поданных после завершения конкурсного производства, осуществляется по правилам рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц (гл. 28.2 АПК РФ). При этом заявителями могут быть также кредиторы по текущим обязательствам и кредиторы, требования которых подлежат погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов. Поданное после завершения конкурсного производства заявление о субсидиарной ответственности в обязательном порядке должно содержать указание на всех заинтересованных в привлечении к ответственности лиц. Данное требование обеспечено правом заявителя на ознакомление с делом о банкротстве.

Рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве****, поданных после возврата судом заявления о банкротстве или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью финансирования, осуществляется по правилам искового производства без привлечения к участию в деле должника.

Комментарий "Пепеляев Групп": Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве без участия должника существенно повышает риски для контролирующих лиц, которые утратили свой статус ко времени рассмотрения такого спора. Это связано с отсутствием доступа к информации о финансово-хозяйственной деятельности должника, которая могла бы свидетельствовать об отсутствии оснований для привлечения к ответственности.


Существенное увеличение срока для обращения с заявлением о субсидиарной ответственности


Срок для обращения с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности увеличен с одного до трех лет со дня, когда уполномоченное на подачу такого заявления лицо узнало или должно было узнать о наличии основания ответственности, но не позднее тех лет со дня признания должника банкротом. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен. 

После завершения конкурсного производства с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, можно обратиться в течение 3-х лет, если о соответствующем основании стало известно после завершения конкурсного производства.


Сумма, подлежащая взысканию с контролирующего лица, может сразу распределяться между кредиторами 

 
Изменен порядок распределения взыскиваемых с контролируемого лица сумм, когда производство по заявлению о субсидиарной ответственности было приостановлено до окончания расчетов с кредиторами или до завершения рассмотрения заявленных в установленный срок требований кредиторов. 

В таких случаях завершение рассмотрения заявления о субсидиарной ответственности должно осуществляться после возобновления производства одновременно с рассмотрением отчета по итогам процедуры конкурсного производства. В определении о завершении процедуры суд указывает суммы, подлежащие взысканию в пользу каждого кредитора, требования которого остались неудовлетворенными, а также на очередность удовлетворения таких требований.

Комментарий "Пепеляев Групп": Законодатель ввел механизм, дающий кредиторам право самостоятельно осуществлять взыскание с контролирующих лиц. Это повышает заинтересованность кредиторов, т.к. ранее, как правило, права требования к контролирующему лицу реализовывались конкурсным управляющим на торгах со значительным дисконтом.

Выводы и рекомендации


Комментируемые изменения в законодательстве подтверждают общий тренд усиления ответственности контролирующих лиц, направленный на недопущение неисполнения юридическими лицами обязательств перед кредиторами.

Наш опыт сопровождения дел о банкротстве и, в частности, проектов, связанных с ответственностью контролирующих лиц, показывает, что во многих случаях риски обусловлены недостаточной информированностью собственников и менеджеров компаний относительно последствий несоблюдения норм, регламентирующих ответственность контролирующих лиц, в том числе Закона о банкротстве. 
 
В связи с этим рекомендуем на всех этапах деятельности юридических лиц учитывать требования норм законодательства о банкротстве и последствия их несоблюдения. 


Помощь консультанта


Специалисты «Пепеляев Групп» обладают обширным успешным опытом защиты интересов любых категорий лиц, вовлеченных в разбирательства о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности и готовы оказать квалифицированную правовую помощь, в том числе на стадии принятия бизнес-решений и совершения сделок.


* К таковым относятся: (1) лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (п. 3 ст. 53 ГК РФ), (2) члены коллегиальных органов юридического лица, (3) лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в п. 1 и 2 ст. 53 ГК РФ.
**См. пп. «ф» п. 1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
***Контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).
****Контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности за нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве).


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

12.11.2025

Банкротство: MustRead за 6 – 12 ноября 2025 г. Выпуск № 296

Главные новости:  Скрыл данные о должнике - получи презумпцию вины  Когда на хитрость должника найдется...

05.11.2025

Банкротство: MustRead за 30 октября – 5 ноября 2025 г. Выпуск № 295

Главные новости: Когда одобрение сделки не влечет субсидиарную ответственность? Первое банкротство не спасло от старых...

29.10.2025

Кассация определила статус требований дольщика при банкротстве застройщика

АС СЗО подтвердил незаконность регистрации права собственности дольщика на нежилые помещения после открытия конкурсного ...

29.10.2025

Государство как должник: могут ли инструменты суверенного дефолта спасти бизнес?

Спикеры юридического форума, организованного FСongress, на сессии «Wonderland»: инструменты суверенного дефолта для ординарных...