Загрузка...

Ликвидация вреда окружающей среде, который могут причинить производственные объекты, будет обеспечена эксплуатирующими их лицами

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Правительство РФ подготовило и внесло в Государственную Думу ФС РФ законопроект, закрепляющий ряд обязанностей, касающихся ликвидации вреда окружающей среде, за лицами, использующими или приобретающими опасные производственные объекты (далее – ОПО)  I и II классов опасности, объекты размещения отходов I и II классов опасности (далее – Законопроект)[1] .

Планируемая дата вступления в силу предусмотренных Законопроектом изменений - 1 сентября 2022 г.[2]
 
Новые нормы, предусмотренные Законопроектом, направлены на обеспечение исполнения владельцами промышленных объектов установленной действующим законодательством обязанности по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду эксплуатации таких объектов[3]
Причиной подготовки Законопроекта стала ликвидация загрязнений на промышленной площадке химического предприятия «Усольехимпром» в городе Усолье-Сибирское в Иркутской области. Данное предприятие действовало с 1936 г. и в 2017 г. было ликвидировано в результате банкротства. При этом не была произведена должная консервация предприятия, в том числе захоронение большого количества опасных веществ. После ликвидации из-за отсутствия собственника промышленной площадки устранять последствия ее работы должна была Иркутская область. Но у области средств на устранение не оказалось, и летом 2020 г. исполняющий обязанности губернатора области обратился к Президенту РФ за помощью. В итоге Правительством РФ исполнителем работ по устранению загрязнений было назначено предприятие госкорпорации «Росатом» – ФГУП «Федеральный экологический оператор», а финансирование работ по устранению загрязнений осуществлялось за счет средств федерального бюджета.

Предмет регулирования

Предлагаемое Законопроектом регулирование касается, в основном, так называемых отдельных производственных объектов. 

«Отдельные производственные объекты» – это новое понятие, предусмотренное Законопроектом[4]. В их число (далее – отдельные производственные объекты) будут входить:
  • До 1 марта 2035 г. – опасные производственные объекты I и II классов опасности, включенные в государственный реестр ОПО на основании подп. «д» - «ж» п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»[5].
    С 1 марта 2035 г. – опасные производственные объекты I и II классов опасности, подлежащие включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев, устанавливаемых Правительством РФ[6].
    В Законопроекте перечисленные ОПО названы «отдельными опасными производственными объектами»;
  • Объекты размещения отходов I и II классов опасности (за исключением горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами).
Планируется, что сведения об отнесении объекта к отдельным производственным объектам будут включаться в единый государственный реестр недвижимости, сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым принадлежат отдельные производственные объекты (далее – Владельцы объектов), будут вноситься в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а сведения об отнесении ОПО к отдельным опасным производственным объектам – в государственный реестр ОПО[7]

Также планируется, что Росприроднадзор с 1 марта 2035 г. будет вести реестр отдельных производственных объектов[8]

Основные положения Законопроекта

а. Обязанность при выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов реализовать мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации таких объектов[9]

б. Обязанность Владельцев объектов не позднее чем за пять лет до истечения срока эксплуатации (далее – Срок эксплуатации):
  • зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и/или в которых находятся отдельные опасные производственные объекты (далее – Здания и сооружения); и/или
  • объектов размещения отходов I и II классов опасности,
разработать и предоставить в Росприроднадзор план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта (далее – План мероприятий)[10]. При этом в отношении Плана мероприятий должно быть получено положительное заключение государственной экологической экспертизы и заключение Росприроднадзора об обоснованности определения сметной стоимости реализации предусмотренных планом мероприятий[11]

в. Обязанность Владельца объекта не позднее чем за пять лет до истечения Срока эксплуатации подтвердить наличие финансового обеспечения[12] осуществления мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий, путем предоставления в Росприроднадзор документов, подтверждающих наличие финансового обеспечения[13].  

Возможны следующие варианты обеспечения: независимая гарантия уплаты денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий; и/или поручительство по обязательствам по уплате таких сумм; и/или создание резервного фонда, содержащего денежные средства (размещенные на счете эскроу, открытом банком) в объеме, необходимом для осуществления мероприятий[14]

г. Обязанность Владельцев объектов направлять сведения о Сроке эксплуатации, а также об отнесении ОПО к отдельным опасным производственным объектам в Росприроднадзор в течение 6 месяцев со дня ввода в эксплуатацию Зданий и сооружений, объектов размещения отходов[15];  

д. В случае неисполнения указанных в п. «б» и «в» обязанностей Владельцы объектов должны будут внести в бюджет так называемый «компенсационный платеж»[16]. Размер данного платежа не может превышать сумму расчетных затрат на выполнение мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, затрат на выявление возможного загрязнения окружающей среды в результате такой эксплуатации, а также затрат на осуществление расчета данного платежа[17]

В случае неуплаты в срок компенсационного платежа акционерным обществом последнее будет не вправе принимать решение о выплате дивидендов, а также выплачивать дивиденды до момента уплаты данного платежа или исполнения указанных в п. «б» и «в» обязанностей.

Если в отношении отдельного производственного объекта был осуществлен компенсационный платеж, то при выводе данного объекта из эксплуатации он приравнивается к объектам накопленного вреда окружающей среде, и организацию работ по ликвидации накопленного на нем вреда далее осуществляет государство[18]

е. В случае выполнения в полном объеме Плана мероприятий Росприроднадзор по итогам проведения выездной проверки будет выдавать заключение о соответствии реализованных мероприятий Плану мероприятий[19]

ж. Если за пять лет и менее до истечения Срока эксплуатации происходит отчуждение отдельного производственного объекта или реорганизация[20] юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, приобретающее объект лицо обязано предоставить в Росприроднадзор документы, указанные в п. «б» и «в»[21], за исключением случаев, когда в отношении отдельного производственного объекта был уплачен компенсационный платеж. 

Если указанное отчуждение или реорганизация происходит более чем за пять лет до истечения Срока эксплуатации, приобретающее объект лицо обязано предоставить документы, подтверждающие финансовую устойчивость такого лица[22]

В случае ненадлежащего исполнения указанных обязанностей не допускается (i) государственная регистрация перехода прав на отдельный производственный объект, являющийся недвижимым имуществом, (ii) государственная регистрация, производимая в процессе реорганизации[23]

Законопроектом также вводятся положения о целевом использовании (непосредственно на природоохранные мероприятия)[24] поступивших в бюджеты бюджетной системы РФ (i) платы за негативное воздействие на окружающую среду[25], (ii) компенсационных платежей[26], (iii) штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды[27], а также (iv) платежей в счет возмещении вреда окружающей среде[28]. В настоящее время данные средства, поступая в бюджеты, не имеют конкретного целевого назначения и могут быть израсходованы на нужды, не связанные с охраной окружающей среды.

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем внимательно ознакомиться с Законопроектом, отслеживать дату его принятия, чтобы учесть его положения при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с применением норм о ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду эксплуатации производственных объектов.


[1] Законопроект № 4764-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Внесен в Госдуму 20.10.2021 ( https://sozd.duma.gov.ru/bill/4764-8).
[2] Пункт 1 ст. 8 Законопроекта. 
[3] Например, ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, по рекультивации или консервации земель.
[4] Пункт 1 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[5] Пункт 7 ст. 7 Законопроекта.
[6] Пункт 2 ст. 8 Законопроекта.
[7] Новая (в ред. Законопроекта) ст. 56.6 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[8] Пункт 2 ст. 8 Законопроекта. Реестр будет вестись в порядке, установленном Правительством РФ (п. 1 новой ст. 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
[9] Пункт 1 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[10] Пункт 2 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». План мероприятий должен включать, в том числе: мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации; мероприятия, осуществляемые при консервации или ликвидации такого объекта. Состав и требования к содержанию Плана мероприятий устанавливаются Правительством РФ (см. п. 1, 2 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[11] Проверка сметной стоимости выполняется РПН, при этом одновременно с государственной экологической экспертизой Плана мероприятий. Порядок проведения проверки устанавливается Правительством РФ. См. п. 3 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[12] В объеме, соответствующем сметной стоимостью реализации мероприятий. 
[13] Подпункт 4 п. 2 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.1, п. 1 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 
[14] Пункт 1 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При этом требования, предъявляемые к организациям, которые вправе выдавать данные независимые гарантии, заключать соответствующие договоры поручительства и (или) открывать счета эскроу, а также перечень таких организаций, устанавливаются Правительством РФ.
[15] Пункт 3 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Срок эксплуатации определяется согласно проектной документации. При этом срок эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности, введенных в эксплуатацию до вступления положений Законопроекта в силу (т.е. до 1 сентября 2022 г.), определяется владельцами данных объектов по согласованию с РПН в срок до 1 марта 2025 г., в этот же срок владельцы Зданий и сооружения, введенных в эксплуатацию до 1 сентября 2022 г., обязаны предоставить в РПН сведения о сроке эксплуатации таких Зданий и сооружений. Также в срок до 1 марта 2023 г. владельцы Зданий и сооружения, введенных в эксплуатацию до 1 сентября 2022 г., обязаны предоставить в РПН сведения об отнесении ОПО к отдельным опасным производственных объектам (см. п. 1-3 ст. 7 Законопроекта).
[16] Пункт 1 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.4 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 
[17] Пункт 4 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.4 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Методика расчета размера компенсационного платежа утверждается Правительством РФ.
[18] Пункт 9 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.4 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 
[19] Пункт 2 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.5 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[20] За исключением реорганизации в форме преобразования. 
[21] Пункт 5 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[22] Пункт 6 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Порядок определения финансовой устойчивости принимается Правительством РФ.
[23] Пункты 8-10 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный запрет устанавливается для предотвращения отчуждения объектов в пользу лиц, которые не в состоянии проводить ликвидационные мероприятия.
[24] А именно, на мероприятия, предусмотренные планом природоохранных мероприятий, утвержденным в соответствующем субъекте РФ по согласованию с Росприроднадзором. Порядок разработки и согласования указанного плана мероприятий, а также его состав и требования к его содержанию будут устанавливаться Правительством РФ (п. 2 и 3 новой (в ред. Законопроекта) ст. 16.6 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
[25] Пункт 1 новой (в ред. Законопроекта) ст. 16.6 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 
[26] Пункт 7 новой (в ред. Законопроекта) ст. 56.4 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[27] Новая (в ред. Законопроекта) ст. 75.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[28] Новая (в ред. Законопроекта) ст. 78.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

30.06.2022
Новый том #Глоссы вышел при поддержке «Пепеляев Групп»
24.06.2022
«Пепеляев Групп» на X Петербургском международном юридическом форуме
20.06.2022
В НИУ ВШЭ прошел выпуск магистров программы по комплаенсу, партнером которой явл...
09.06.2022
В доклад Бориса Титова Президенту РФ вошло 11 предложений «Пепеляев Групп»
08.06.2022
РАСПП признал «Пепеляев Групп» юридической компанией года
01.06.2022
Роман Бевзенко успешно защитил докторскую диссертацию
30.05.2022
«Пепеляев Групп» вошла в партнерскую программу VK по налоговому мониторингу
27.05.2022
Наталья Коваленко приняла участие в мероприятии VK
X
Оцените, пожалуйста, удобство работы с сайтом:
Комментарий