Загрузка...
02.09.2020
4 мин. на чтение

Готовятся изменения правового режима земель в границах особо охраняемых природных территорий

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Государственная Дума ФС РФ рассматривает в первом чтении два законопроекта, предусматривающие устранение ограничений оборотоспособности земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также предоставление Правительству РФ полномочий по изменению границ нацпарков.

На сайте Госдумы размещены два законопроекта, которые предполагают существенное изменение правового режима земель и земельных участков в границах ООПТ:

Разработчики законопроектов – ряд депутатов Госдумы и члены Совета Федерации. В пояснительных записках к законопроектам отмечается, что в настоящее время на территориях ООПТ находится значительное количество населенных пунктов различных уровней. Из-за строгого природоохранного режима ООПТ на проживающих в их границах граждан распространяется ряд запретов. Так, к примеру, указывается, что лица, владеющие домами и постройками на территориях нацпарков, не имеют возможности приобрести земельные участки, занятые указанными домами и постройками.

Законопроект № 974393-7

В соответствии с Законом об особо охраняемых природных территориях,[1] на территориях нацпарков выделяются зоны хозяйственного назначения, в которых разрешена деятельность, направленная на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории нацпарков.[2]

Законопроектом № 974393-7 предлагается внести в указанный закон, а также в Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) поправки, предусматривающие, что земельные участки в границах зон хозяйственного назначения нацпарков на территориях населенных пунктов не будут изыматься из оборота и могут быть переданы в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, а также предоставлены гражданам и юридическим лицам.[3]

comment.jpg

Действующее законодательство предусматривает, что земли и земельные участки нацпарков находятся исключительно в федеральной собственности, изъяты из оборота и не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах нацпарков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли нацпарков и не нарушает режим их использования.[4]

Разрешенное использование указанных земельных участков будет определяться в соответствии с положением о соответствующем нацпарке, которое устанавливает конкретные особенности, зонирование и режим нацпарка.[5] Законопроект не исключает предоставления указанных земельных участков, в частности, для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства, если это согласуется с положением о нацпарке.[6]

Проектируемые нововведения направлены на снятие запрета на предоставление земельных участков, расположенных в зонах хозяйственного назначения нацпарков, и введение возможности строительства на подобных земельных участках.

Одновременно законопроект № 974393-7 предусматривает, что Правительству РФ будут предоставлены полномочия принимать следующие решения:[7]

  • об изменении границ нацпарков;
  • о расширении территорий нацпарков;
  • о создании нацпарков;
  • об исправлении технических ошибок в определении границ нацпарков.

comment.jpg

В настоящее время законодательство не предусматривает возможности изменять границы нацпарков. При этом, допуская такое изменение границ, законопроект № 974393-7 не содержит перечень конкретных случаев, когда оно возможно, однако устанавливает, что соответствующие решения должны приниматься после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.[8]

Законопроект № 909679-7

Сходный предмет регулирования имеет законопроект № 909679-7, целью принятия которого также является устранение ограничений оборотоспособности земельных участков, расположенных в населенных пунктах на территориях ООПТ. При этом, в отличие от законопроекта № 974393-7 проектируемые поправки затронут правовой режим земель и земельных участков, расположенных не только в нацпарках, но и на прочих ООПТ.[9]

Законопроект № 909679-7 предлагает закрепить в ЗК РФ подход, согласно которому земли и земельные участки в границах населенных пунктов на территориях ООПТ будут относиться к землям населенных пунктов,[10] то есть землям, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов.[11]

Согласно законопроекту № 909679-7, населенные пункты должны быть включены в состав зон частичного хозяйственного использования ООПТ, которые, в свою очередь, будут входить в зоны хозяйственного назначения.[12]

comment.jpg

Законодательство не содержит понятия «зона частичного хозяйственного использования». Вместе с тем, п. 3 ст. 95 ЗК РФ упоминает о специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель ООПТ, на которых допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

О чем подумать, что сделать

Концепция обоих законопроектов была поддержана профильными комитетами Госдумы с учетом необходимости их доработки, в том числе в части согласования указанных законопроектов между собой.

В связи с этим лицам, проживающим на ООПТ, а также планирующим осуществлять хозяйственную деятельность на указанных территориях, необходимо учитывать, что после доработки указанных законопроектов они, вероятно, будут приняты.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» в режиме реального времени отслеживают все изменения действующего законодательства и готовы оперативно проконсультировать вас по любым вопросам, связанным с владением и пользованием земельными участками на территориях ООПТ.



[1] Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

[2] Подпункт «д» п. 1 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

[3] В настоящее время такая передача прямо запрещена подп. 2 п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ.

[4] Подпункт 1 п.4 ст. 27, п. 6 ст. 95 ЗК РФ.

[5] Подпункт 2.3 п. 2 ст. 2 законопроекта № 974393-7.

[6] Пункт 3 ст. 1 законопроекта № 974393-7.

[7] Пункт 2 ст. 1 законопроекта № 974393-7.

[8] Пункт 2 ст. 1 законопроекта № 974393-7.

[9] Пункт 1 ст. 1 законопроекта № 909679-7.

[10] Подпункт «б» п. 2 ст.1 законопроекта № 909679-7.

[11] Пункт 1 ст. 83 ЗК РФ.

[12] Подпункт «б» п. 2 ст.1, подп. «а» п. 5 ст. 3 законопроекта № 909679-7.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

17.04.2024

Обзор практики по РОП и взысканию экологического сбора

Главные новости: глубина переработки и утилизация; кто может быть утилизатором?; утилизация и субподряд; ответственность...

01.04.2024

Отчетность по РОП: Какие изменения ждут производителей и импортеров

1 января 2024 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный...

29.03.2024

Значимые споры в сфере экологии за январь-март 2024 г.

Главные новости: обращение с отходами; плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей ...

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных н...