Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

Вступил в силу закон об усилении административной ответственности за экологические правонарушения

21.06.2019
10 мин.
на чтение

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 17 июня 2019 г. вступили в силу изменения, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом № 141-ФЗ[1], включая изменение редакции и дополнения ст. 8.2, 8.4 новыми положениями, а также введение новых составов административных правонарушений (8.51, 8.411) в области обращения с отходами производства и потребления.

Изменение редакции и дополнения ст. 8.2 КоАП РФ

В старой редакции статья содержала один «общий» состав, предусматривающий ответственность за несоблюдение как экологических, так и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В новой редакции, статья 8.2 состоит их 12-ти частей и касается нарушения только экологических требований при обращении с отходами[2].

  • Частью 1 предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства и потребления (за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.23 Кодекса) в виде административного штрафа

на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 2 предусмотрена ответственность за повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного частью 1 в виде административного штрафа

на должностных лиц - от 30 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 50 000 до 70 000 руб.; на юридических лиц - от 250 000 до 400 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 3 - ответственность за действия, предусмотренные частью 1, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 70 000 до 80 000 руб.; юридических лиц, - от 400 000 до 500 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 4 - за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления (за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.23 Кодекса) в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 300 000 до 400 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 5 - за повторное в течение года совершение правонарушения, предусмотренного частью 4, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 50 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц - от 500 000 до 600 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 6 - ответственность за действия, предусмотренные частью 4, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 50 000 до 60 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 60 000 до 70 000 руб.; на юридических лиц - от 600 000 до 700 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 7 – за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, виде административного штрафа

для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 руб.,

  • Частью 8 – за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 руб.

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 9 – за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составления паспортов отходов I-IV классов опасности, в виде административного штрафа

для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 руб.

  • Частью 10 - ответственность за несоблюдение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, в виде административного штрафа

на должностных лиц - в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 руб.

  • Частью 11 - за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, в виде административного штрафа

на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 руб.

  • Частью 12 - ответственность за неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов, в виде административного штрафа

на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 руб.

Комментарий ПГ

По сравнению с законопроектом, в принятой редакции существенно усилена ответственность за нарушение требований в области обращения с отходами. Так, например, законопроектом:

  • санкция в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток предусматривалась только за повторное совершение правонарушений, связанных с осуществлением деятельности по обращению с отходами, а также в случае причинения вреда, или наступления других тяжелых последствий;
  • не предусматривалась ответственность за неподтверждение отнесения отходов к 5 классу опасности, наступление ответственности было связано только с неисполнением обязанности по составлению паспортов на отходы I-IV классов опасности, при этом размер штрафа для юридических лиц составлял сумму от 70 000 руб. до 100 000 руб., тогда как в принятой редакции штраф увеличен в три раза (от 200 000 руб. до 300 000 руб.).

Вызывает вопросы применение санкции в виде приостановления деятельности: будет ли она применяться в отношении деятельности по обращению с отходами или в отношении производственной деятельности предприятия.

Увеличение размера штрафа за нарушения законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ)

  • Предусмотренные ч. 1 (невыполнение требований о проведении экологической экспертизы и реализация проекта без положительного заключения экологической экспертизы): на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 руб.
  • Предусмотренные ч. 2 (осуществление деятельности, не соответствующее документации, получившей положительное заключение экологической экспертизы): на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 руб.

Дополнения статьи 8.7 КоАП РФ

  • Частью 3, предусматривающей ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 25 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 70 000 до 150 000 руб.

  • Частью 4, предусматривающей ответственность за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров, в виде административного штрафа

на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 руб.

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Дополнение гл. 8 КоАП РФ новыми составами правонарушений

Статья 8.51 «Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год»:

  • частью 1 установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 50 000 до 70 000 руб.; на юридических лиц - от 70 000 до 150 000 руб.

  • частью 2 – ответственность за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год, в неполном объеме или содержащей недостоверные сведения, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 3 000 руб. до 6 000 руб.; на юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образованию юридического лица - в размере, двукратном сумме сбора[3] по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб. (100 000 руб. - для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица)

Статья 8.411 «Неуплата в установленные сроки сбора по каждой
группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров»:

  • предусматривает ответственность за неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, при неисполнении обязанности по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 5 000 руб. до 7 000 руб.; на юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица - в размере, трехкратном сумме сбор по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 руб. (250 000 руб. - для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица),

Комментарий ПГ

При определении размера санкции «ставка» сбора заменена на «сумму» сбора, это важное уточнение, поскольку применение для расчета суммы штрафа ставки сбора, без учета норматива утилизации, могло привести к доначислению штрафа в размере 200/300%.

Также, из текста статей 8.51 и 8.411 исключено слово «экологического», очевидно, в связи с ожидаемым введением в НК РФ глав 255 и 256 об экологических платежах.

Очень важное изменение, по сравнению с законопроектом – исключение применения санкции в виде приостановления деятельности на 90 суток, как в ст. 8.51 так, и в ст. 8.411.

О чем подумать, что сделать

С введением новых положений КоАП РФ, уже не скажешь, что в некоторых случаях предприятию проще заплатить штраф, чем выполнить природоохранные требования.

С учетом этого, предприятиям, чья деятельность связана с обращением с отходами, необходимо провести инвентаризацию всех документов, связанных с охраной окружающей среды и проверку своей деятельности на предмет соблюдения требований в области охраны окружающей среды, поскольку административная ответственность за совершение экологических правонарушений перестала носить формальный характер.

Помощь консультантов

Юристы «Пепеляев Групп» готовы предоставить консультации по вопросам, связанным с изменениями природоохранного законодательства, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующими органами в случае возникновения спорных ситуаций.



[1] Соответствующий законопроект был подготовлен Минприроды России еще летом 2018 г. Алерт о нем размещен на сайте Компании (16.07.2018).

[2] Нарушение санитарно-эпидемиологических требований выделено в отдельный состав (ст. 6.35), также, как и нарушение требований по обращению с иными опасными веществами (8.21, 8.22, 8.23).

[3] Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284.

Возврат к списку

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

18.10.2021
Конституционный Суд РФ принял жалобу, подготовленную специалистами «Пепеляев Гру...
01.10.2021
Константин Шарловский принял участие в Партнеринге «Лекарства России – к междисц...
17.09.2021
Юристы «Пепеляев Групп» успешно защитили интересы пациентки в суде по делу, связ...
26.08.2021
Александр Кузнецов – автор монографии «Реорганизация хозяйственных обществ: граж...
19.08.2021
«Пепеляев Групп» усиливает судебную практику в сфере корпоративных споров
28.07.2021
«Пепеляев Групп» усиливает свои позиции в области энергетики
28.07.2021
Рекомендации от ФПА РФ: как обезопасить себя от действий мошенников, прикрывающи...
18.06.2021
Прецедентный проект «Пепеляев Групп»: Верховный Суд впервые рассмотрел дело о во...

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters