Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

Утверждены правила разработки технологических нормативов

11.04.2019
6 мин.
на чтение

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 15 апреля 2019 г. вступают в силу Правила разработки технологических нормативов в части выбросов и сбросов загрязняющих веществ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2019 № 89.

Напомним, что 1 января 2019 г. вступили в силу новые правила нормирования негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС)[1], возлагающие на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории[2], обязанность[3] по разработке технологических нормативов в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения (далее - КЭР) [4].

Правилами разработки технологических нормативов предусмотрено следующее.

Технологические нормативы разрабатываются:

  1. для объектов, оказывающих негативное воздействие (далее – ОНВ), или для частей такого объекта (далее – объекты технологического нормирования);
  2. на которых реализуются/планируется реализация технологических процессов, используется оборудование, применяются технические способы и методы производства товаров, работ, услуг, описанные в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (далее – ИТС по НДТ);
  3. в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ (далее - маркерные вещества).

Расчет технологических нормативов должен содержать:

  1. определение объектов технологического нормирования и маркерных веществ на основании анализа технической документации[5] и сравнения с ИТС по НДТ, с подготовкой перечней 1) выявленных объектов технологического нормирования и 2) маркерных веществ[6];
  2. определение технологических показателей для выбросов, сбросов маркерных веществ для каждого объекта технологического нормирования в целях оценки соответствия технологическим показателям НДТ, включая:

  • определение показателей выбросов, сбросов маркерных веществ для каждого стационарного источника выбросов и каждого выпуска сточных вод в составе объекта технологического нормирования с использованием:
1) технической документации,
2) данных инвентаризации выбросов, сбросов,
3) результатов производственного экологического контроля (далее - ПЭК);

  • расчет годовых валовых выбросов, годовой массы сбросов каждого маркерного вещества для объекта технологического нормирования: как суммы массы выбросов маркерного вещества всех стационарных источников/суммы массы сбросов маркерного вещества всех выпусков сточных вод или с использованием метода материального баланса[7], в случае выброса, сброса загрязняющих веществ после их сбора от нескольких источников;
  • определение величины годового выпуска продукции в качестве показателя максимального объема произведенной продукции в течение года за несколько лет (не более 5-ти), предшествующих году, в котором производится расчет технологических нормативов;
  • расчеты удельных значений массы выбросов, сбросов каждого маркерного загрязняющего вещества в расчете на единицу производимой продукции путем деления годовых валовых выбросов/годовой массы сбросов каждого маркерного вещества на величину годового выпуска продукции;
  • определение технологических нормативов, при этом значение технологических показателей для выбросов, сбросов маркерного вещества:

1) принимается равным удельным значениям массы выбросов, сбросов этого вещества;
2) определяется путем умножения технологического показателя для выбросов, сбросов на величину годового выпуска продукции, если технологический показатель для выбросов, сбросов маркерного вещества меньше НДТ или равен ему;
3) определяется путем умножения технологического показателя НДТ на величину годового выпуска продукции, если технологический показатель для выбросов, сбросов маркерного вещества превышает НДТ.

  1. если технологические показатели НДТ по выбросам, сбросам установлены в виде концентраций маркерных веществ, определение значений технологических показателей и технологических нормативов осуществляется в следующем порядке:

  • в качестве технологического показателя принимается наибольшее значение концентрации данного вещества в выбросах, сбросах объекта технологического нормирования, определенных с использованием

1) технической документации,
2) данных инвентаризации выбросов, сбросов,
3) результатов ПЭК;

  • если технологический показатель меньше НДТ или равен ему, значение технологического норматива данного вещества (т/год) определяется путем умножения удельного значения массы выбросов, массы сбросов этого вещества на величину годового выпуска продукции;
  • если технологический показатель превышает НДТ, значение технологического норматива данного вещества (т/год) определяется путем умножения технологического показателя НДТ на годовой объем газовой смеси или годовой расход сточных вод, определяемые согласно программе повышения экологической эффективности.

Для планируемых к вводу в эксплуатацию объектов технологического нормирования технологические показатели для выбросов, сбросов маркерных веществ не могут превышать технологические показатели НДТ[8], при этом годовые значения технологических нормативов по каждому маркерному веществу (т/год) определяются следующим образом:

  • если технологические показатели НДТ установлены в виде удельного значения массы выбросов, массы сбросов маркерных веществ на единицу производимой продукции:

1) значение технологических показателей принимается равным удельным значениям массы выбросов, сбросов этого вещества;

2) определяется путем умножения технологического показателя для выбросов, сбросов на величину годового выпуска продукции, если технологический показатель меньше НДТ или равен ему;

  1. если технологические показатели НДТ установлены в виде концентраций маркерных веществ:

  • в качестве технологического показателя принимается наибольшее значение концентрации данного вещества в выбросах, сбросах объекта технологического нормирования, определенных с использованием
1) технической документации,
2) данных инвентаризации выбросов, сбросов,
3) результатов ПЭК;

  • если технологический показатель для выбросов, сбросов по маркерному веществу меньше НДТ или равен ему, значение технологического норматива (т/год) определяется путем умножения удельного значения массы выбросов, массы сбросов этого вещества на величину годового выпуска продукции.

Результаты определения перечисленных выше показателей для каждого объекта технологического нормирования оформляются в виде таблиц[9].

Технологические нормативы по каждому маркерному веществу для объекта ОНВ определяются как сумма технологических нормативов всех объектов технологического нормирования в составе объекта ОНВ.

Пересмотр технологических нормативов производится по истечении срока действия или при пересмотре КЭР[10].

В приложение к расчетам технологических нормативов могут быть включены обосновывающие расчет сведения и документы[11].

О чем подумать, что сделать

Всем заинтересованным лицам рекомендуем проанализировать положения Правил разработки технологических нормативов, поскольку наступление установленных законом[12] сроков получения КЭР уже близко:

  • наиболее крупные предприятия, включенные в специальный перечень[13] обязаны подать заявку на получение КЭР до конца 2022 г.;
  • другие предприятия I категории должны получить КЭР не позднее 1 января 2025 г.

Помощь консультантов

Юристы «Пепеляев Групп» готовы помочь сориентироваться в новых правилах регулирования и проконсультировать по вопросам, связанным с изменениями природоохранного законодательства, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующими органами в случае возникновения спорных ситуаций.



[1] Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), согласно которым нормирование НВОС осуществляется с учетом уровня НВОС объекта.

[2] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015
№ 1029.

[3] И право для лиц, эксплуатирующих объекты II категории, получить КЭР, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

[4] Статьи 23 и 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).

[5] Документация, регламентирующая проведение технологических операций, в том числе проектная (конструкторская) документация, технологические регламенты, руководства (инструкции) по эксплуатации, схемы, технические условия и другая эксплуатационная документация для действующих объектов или проектная документация на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства для планируемых к вводу в эксплуатацию объектов.

[6] В отношении которых будут рассчитываться технологические нормативы для каждого объекта технологического нормирования и объекта ОНВ.

[7] Описание метода материального баланса приведено в ИТС 22.1-2016 «Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения» (размещен на сайте Росстандарта http://burondt.ru/NDT/NDTDocsDetail.php?UrlId=815&etkstructure_id=1872).

[8] Что соответствует требованию п. 1 ст. 36 Закона об охране окружающей среды.

[9] Рекомендуемые образцы приведены в приложении к Правилам разработки технологических нормативов.

[10] Согласно п. 14 ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды, КЭР подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

[11] В том числе отчеты о научных исследованиях, формулы и расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, данные полученные в результате проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и корректировки ее данных, результатов производственного экологического контроля и другие материалы.

[12] Пункты 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[13] Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 утвержден Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее 60% (300 предприятий по всей России).

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

29.11.2021
Антимонопольный клуб провел хакатон по комплаенсу
25.11.2021
Константин Шарловский принял участие в круглом столе Ассоциации Российских Фарма...
17.11.2021
Наталья Присекина назначена руководителем МКАС при ТПП РФ во Владивостоке
18.10.2021
Конституционный Суд РФ принял жалобу, подготовленную специалистами «Пепеляев Гру...
01.10.2021
Константин Шарловский принял участие в Партнеринге «Лекарства России – к междисц...
17.09.2021
Юристы «Пепеляев Групп» успешно защитили интересы пациентки в суде по делу, связ...
26.08.2021
Александр Кузнецов – автор монографии «Реорганизация хозяйственных обществ: граж...
19.08.2021
«Пепеляев Групп» усиливает судебную практику в сфере корпоративных споров

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters