Утверждены правила разработки технологических нормативов
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 15 апреля 2019 г. вступают в силу Правила разработки технологических нормативов в части выбросов и сбросов загрязняющих веществ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2019 № 89.
Напомним, что 1 января 2019 г. вступили в силу новые правила нормирования негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС)[1], возлагающие на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории[2], обязанность[3] по разработке технологических нормативов в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения (далее - КЭР) [4].
Правилами разработки технологических нормативов предусмотрено следующее.
Технологические нормативы разрабатываются:
- для объектов, оказывающих негативное воздействие (далее – ОНВ), или для частей такого объекта (далее – объекты технологического нормирования);
- на которых реализуются/планируется реализация технологических процессов, используется оборудование, применяются технические способы и методы производства товаров, работ, услуг, описанные в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (далее – ИТС по НДТ);
- в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ (далее - маркерные вещества).
Расчет технологических нормативов должен содержать:
- определение объектов технологического нормирования и маркерных веществ на основании анализа технической документации[5] и сравнения с ИТС по НДТ, с подготовкой перечней 1) выявленных объектов технологического нормирования и 2) маркерных веществ[6];
- определение технологических показателей для выбросов, сбросов маркерных веществ для каждого объекта технологического нормирования в целях оценки соответствия технологическим показателям НДТ, включая:
- определение показателей выбросов, сбросов маркерных веществ для каждого стационарного источника выбросов и каждого выпуска сточных вод в составе объекта технологического нормирования с использованием:
2) данных инвентаризации выбросов, сбросов,
3) результатов производственного экологического контроля (далее - ПЭК);
- расчет годовых валовых выбросов, годовой массы сбросов каждого маркерного вещества для объекта технологического нормирования: как суммы массы выбросов маркерного вещества всех стационарных источников/суммы массы сбросов маркерного вещества всех выпусков сточных вод или с использованием метода материального баланса[7], в случае выброса, сброса загрязняющих веществ после их сбора от нескольких источников;
- определение величины годового выпуска продукции в качестве показателя максимального объема произведенной продукции в течение года за несколько лет (не более 5-ти), предшествующих году, в котором производится расчет технологических нормативов;
- расчеты удельных значений массы выбросов, сбросов каждого маркерного загрязняющего вещества в расчете на единицу производимой продукции путем деления годовых валовых выбросов/годовой массы сбросов каждого маркерного вещества на величину годового выпуска продукции;
- определение технологических нормативов, при этом значение технологических показателей для выбросов, сбросов маркерного вещества:
1) принимается равным удельным значениям массы выбросов, сбросов этого вещества;
2) определяется путем умножения технологического показателя для выбросов, сбросов на величину годового выпуска продукции, если технологический показатель для выбросов, сбросов маркерного вещества меньше НДТ или равен ему;
3) определяется путем умножения технологического показателя НДТ на величину годового выпуска продукции, если технологический показатель для выбросов, сбросов маркерного вещества превышает НДТ.
- если технологические показатели НДТ по выбросам, сбросам установлены в виде концентраций маркерных веществ, определение значений технологических показателей и технологических нормативов осуществляется в следующем порядке:
- в качестве технологического показателя принимается наибольшее значение концентрации данного вещества в выбросах, сбросах объекта технологического нормирования, определенных с использованием
2) данных инвентаризации выбросов, сбросов,
- если технологический показатель меньше НДТ или равен ему, значение технологического норматива данного вещества (т/год) определяется путем умножения удельного значения массы выбросов, массы сбросов этого вещества на величину годового выпуска продукции;
- если технологический показатель превышает НДТ, значение технологического норматива данного вещества (т/год) определяется путем умножения технологического показателя НДТ на годовой объем газовой смеси или годовой расход сточных вод, определяемые согласно программе повышения экологической эффективности.
Для планируемых к вводу в эксплуатацию объектов технологического нормирования технологические показатели для выбросов, сбросов маркерных веществ не могут превышать технологические показатели НДТ[8], при этом годовые значения технологических нормативов по каждому маркерному веществу (т/год) определяются следующим образом:
- если технологические показатели НДТ установлены в виде удельного значения массы выбросов, массы сбросов маркерных веществ на единицу производимой продукции:
1) значение технологических показателей принимается равным удельным значениям массы выбросов, сбросов этого вещества;
2) определяется путем умножения технологического показателя для выбросов, сбросов на величину годового выпуска продукции, если технологический показатель меньше НДТ или равен ему;
- если технологические показатели НДТ установлены в виде концентраций маркерных веществ:
- в качестве технологического показателя принимается наибольшее значение концентрации данного вещества в выбросах, сбросах объекта технологического нормирования, определенных с использованием
2) данных инвентаризации выбросов, сбросов,
3) результатов ПЭК;
- если технологический показатель для выбросов, сбросов по маркерному веществу меньше НДТ или равен ему, значение технологического норматива (т/год) определяется путем умножения удельного значения массы выбросов, массы сбросов этого вещества на величину годового выпуска продукции.
Результаты определения перечисленных выше показателей для каждого объекта технологического нормирования оформляются в виде таблиц[9].
Технологические нормативы по каждому маркерному веществу для объекта ОНВ определяются как сумма технологических нормативов всех объектов технологического нормирования в составе объекта ОНВ.
Пересмотр технологических нормативов производится по истечении срока действия или при пересмотре КЭР[10].
В приложение к расчетам технологических нормативов могут быть включены обосновывающие расчет сведения и документы[11].
О чем подумать, что сделать
Всем заинтересованным лицам рекомендуем проанализировать положения Правил разработки технологических нормативов, поскольку наступление установленных законом[12] сроков получения КЭР уже близко:
- наиболее крупные предприятия, включенные в специальный перечень[13] обязаны подать заявку на получение КЭР до конца 2022 г.;
- другие предприятия I категории должны получить КЭР не позднее 1 января 2025 г.
Помощь консультантов
Юристы «Пепеляев Групп» готовы помочь сориентироваться в новых правилах регулирования и проконсультировать по вопросам, связанным с изменениями природоохранного законодательства, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующими органами в случае возникновения спорных ситуаций.
[1] Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), согласно которым нормирование НВОС осуществляется с учетом уровня НВОС объекта.
[2] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015
№ 1029.
[3] И право для лиц, эксплуатирующих объекты II категории, получить КЭР, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
[4] Статьи 23 и 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).
[5] Документация, регламентирующая проведение технологических операций, в том числе проектная (конструкторская) документация, технологические регламенты, руководства (инструкции) по эксплуатации, схемы, технические условия и другая эксплуатационная документация для действующих объектов или проектная документация на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства для планируемых к вводу в эксплуатацию объектов.
[6] В отношении которых будут рассчитываться технологические нормативы для каждого объекта технологического нормирования и объекта ОНВ.
[7] Описание метода материального баланса приведено в ИТС 22.1-2016 «Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения» (размещен на сайте Росстандарта http://burondt.ru/NDT/NDTDocsDetail.php?UrlId=815&etkstructure_id=1872).
[8] Что соответствует требованию п. 1 ст. 36 Закона об охране окружающей среды.
[9] Рекомендуемые образцы приведены в приложении к Правилам разработки технологических нормативов.
[10] Согласно п. 14 ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды, КЭР подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
[11] В том числе отчеты о научных исследованиях, формулы и расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, данные полученные в результате проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и корректировки ее данных, результатов производственного экологического контроля и другие материалы.
[12] Пункты 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[13] Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 утвержден Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее 60% (300 предприятий по всей России).