В рамках налогового мониторинга компания сама раскрывает налоговым органам информацию о своих внутренних процессах, налоговых рисках и способах управления ими, предоставляет в режиме реального времени через информационную систему доступ к данным бухгалтерского/налогового учёта.
«Наведение порядка»: организационная структура, информационные системы, актуализация налоговых рисков и контрольных процедур организации
Быстрое закрытие налоговых периодов
Минимизация налоговых рисков
Ограниченное число оснований для проведения КНП и ВНП (на практике проверок сейчас нет)
Публичное признание компании как добросовестного налогоплательщика
Увеличение стоимости компании
Право на заявительный порядок возмещения НДС, акцизов
Отсутствие штрафов за несвоевременную уплату налогов
Общий тренд развития:
2016 год – 7 компаний,
2023 год – 445 компаний
Эффективное взаимодействие с налоговым органом
Соответствие всем критериям одновременно
≥100 млн руб.
сумма НДС, акцизов,≥1 млрд руб.
доходы≥1 млрд руб.
стоимость активовОбязательность вступления в течение трех лет со дня заключения СЗПК.
Суммовые пороги не применяются.
В первый период проведения мониторинга проверяются фактические затраты, понесенные со дня заключения СЗПК (т.е. до вступления в налоговый мониторинг).
Отказ от участия в мониторинге влечет утрату статуса участника СЗПК.
Планируется введение обязательного налогового мониторинга для:
организаций – резидентов территории опережающего развития;
резидентов свободного порта Владивосток;
резидентов Арктической зоны РФ;
организаций – участников промышленного кластера.
В 2023 г. Правительство РФ по поручению Президента РФ рассмотрит возможность введения налогового мониторинга для резидентов свободных экономических зон.
Организация онлайн-доступа налогового органа к:
налоговым декларациям;
сводным, аналитическим регистрам налогового (бухгалтерского) учета;
транзакционным данным;
первичным и иным документам по отраженным в декларациях операциям.
Совокупность организационной структуры, методик и процедур, которые обеспечивают:
упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности;
правильность исчисления и уплаты налогов (сборов, взносов);
правильность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в отчетности;
соблюдение законодательства РФ;
мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур.
В рамках СУРиВК налоговому органу раскрываются в том числе:
налоговые риски;
контрольные процедуры.
Необходима периодическая оценка уровня СУРиВК.
витрина данных
удаленный доступ в учетную систему
Этапы
До вступления в налоговый мониторинг
Диагностика компании на предмет готовности вступления в налоговый мониторинг:
оценка уровня СУРиВК по компонентам;
краткосрочные и долгосрочные рекомендации по построению (доработке) СУРиВК с учетом требований ФНС России к организации СУРиВК;
подготовка дорожной карты по вступлению в налоговый мониторинг.
Вступление в налоговый мониторинг
Подготовка и (или) сопровождение при подготовке пакета документов, необходимых для вступления в налоговый мониторинг:
документы о СУРиВК:
методологические документы;
реестры рисков и контрольных процедур;
иные отчетные формы.
заявление о вступлении в налоговый мониторинг;
регламент информационного взаимодействия;
учетная политика;
информация о взаимозависимых лицах.
Взаимодействие с налоговым органом на этапе сопровождения налогоплательщика при вступлении в налоговый мониторинг
Методологическая поддержка:
Поддержка при работе с мотивированным мнением:
Решение задач по автоматизации совместно с партнёрами
Проведение обучающих семинаров по СУРиВК в целях налогового мониторинга
23.03.2022
Налоговый мониторинг: преимущества и недостаткиНаталья Коваленко, партнер, и Евгений Леонов, ведущий юрист, обсудили принципы и показатели налогового мониторинга, разобрали преимущества и недостатки перехода на мониторинг, а та...