По заказу Торгово-промышленной палаты РФ юридическая компания «Пепеляев Групп» исследовала различные платежи, аналогичные налогам и сборам, но не включённые в Налоговый кодекс РФ. Эти платежи взимаются в самых разных отраслях и увеличивают реальное бремя финансирования бизнесом публичных задач, создавая фактически параллельную налоговую систему. Объем таких платежей уже превышает 700 млрд руб. (1% ВВП). Один из недавних примеров – вызвавший широкий общественный резонанс сбор с 12-тонных грузовиков.
Однако эти платежи урегулированы бессистемно, из-за чего бизнес и граждане несут завышенные издержки, нарушаются требования равенства обложения и равных условий конкуренции, подрывается эффективность взимания и расходования платежей в интересах общества. Нет исчерпывающего перечня таких платежей. Взимаются они, как правило, на основе подзаконных инструкций, а не законов. Пробелы, дублирование и противоречия в регулировании необоснованно увеличивают издержки на их администрирование, порождают неопределенность, снижают уровень гарантий прав плательщиков.
Проделанная работа ставит целью упорядочить такие платежи, урегулировать их системно. Для этого предложено несколько направлений совершенствования правового регулирования.
Во-первых, необходим единый исчерпывающий перечень (реестр) всех обязательных публичных платежей. Нужна реальная и достоверная оценка их нагрузки на бизнес, издержек на администрирование, уровня собираемости и полезного эффекта.
Во-вторых, основные элементы любых обязательных публичных платежей нужно устанавливать только законом, распространить на них общие правила о заблаговременном принятии налоговых законов и толковании сомнений в пользу плательщиков. Это обеспечит правовую определённость.
В-третьих, порядок администрирования всех таких платежей также должен быть унифицирован, насколько это возможно. Это не означает, что все платежи должно собирать одно ведомство, унифицировать нужно саму процедуру, а применять её могут разные органы. Но однородные по содержанию платежи должны собираться одними и теми же администраторами, чтобы избежать двойных издержек.
Десятки разновидностей платежей нужно укрупнить до нескольких типов. Большинство платежей предлагается включить в общую налоговую систему. Для остальных публичных платежей, которые поступают не в бюджет, а напрямую определённым организациям, нужно ввести обязательное обоснование, почему необходим именно внебюджетный порядок их взимания, а также усилить требования к прозрачности деятельности получателей и целевому использованию средств.
Итоги исследования были представлены на суд профессиональной общественности на круглом столе «Неналоговые налоги: системный подход», который состоялся 4 декабря 2015 г. в рамках XI Всероссийского налогового форума ТПП РФ (рекомендации круглого стола см. на http://nalogoved.ru/news/3519).
Буквально накануне обсуждения, 3 декабря, Президент РФ в послании Федеральному Собранию поставил задачу «сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей». С учетом прошедшей на форуме дискуссии о сути предложений на встрече с Президентом РФ рассказал Президент ТПП РФ С.Н. Катырин. Президент РФ счёл возможным поддержать представленные предложения и передать их в проработку для составления «дорожной карты» и последующих законодательных изменений.
Таким образом, предложения, выработанные специалистами «Пепеляев Групп», были концептуально поддержаны на высшем государственном уровне.
Как показало исследование, такие же проблемы с взиманием публичных платежей существуют и в развитых зарубежных странах. Между тем управляющий партнёр «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев считает, что это нельзя признать оправданием сложившейся ситуации: «Цель предлагаемых сейчас мер – создать в России лучшую мировую практику взимания принудительных публичных платежей». Согласен с этим мнением руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов: «Упорядочение платежей, аналогичных налогам и сборам, может стать, по сути, вторым значимым этапом налоговой реформы в стране, своего рода «налоговой реформой версии 2.0». Целенаправленная реализация предложенных мер не только позволит расширить экономические свободы российского предпринимательства в условиях внешних санкций, но и будет способствовать стабильному финансированию общественно важных задач». Ведущий юрист «Пепеляев Групп» Пётр Попов, участвовавший в подготовке исследования, отмечает: «Публичные платежи, не включённые в Налоговый кодекс РФ, не просто аналогичны налогам и сборам – они являются налогами и сборами, просто не названы таковыми в законодательстве. Неналоговыми они называются условно, только из-за их закрепления вне Налогового кодекса».
«Пепеляев Групп» – ведущая российская юридическая компания, предоставляющая полный спектр правовых услуг во всех регионах России, странах СНГ и за рубежом. Более 160 юристов в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Южно-Сахалинске, Владивостоке, Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Сеуле обеспечивают правовую поддержку более чем 1500 компаний, занятых в разных отраслях экономики, 50% из которых – международные корпорации, осуществляющие долгосрочные инвестиционные проекты на территории России.