Загрузка...

Налоговое законодательство и практика: оценка и рекомендации

02.03.2015
СОБЫТИЕ
Конференция «Налоговые маневры 2015: новое в законодательстве и практике»,
18 февраля 2015 г., Swissotel Красные Холмы,Москва

ОРГАНИЗАТОР
РБК бизнес-конференции

ПАРТНЕР
юридическая компания «Пепеляев Групп»

СРЕДИ УЧАСТНИКОВ
  • Алексей Абрамов, юрист «Пепеляев Групп»
  • Наталья Акиндинова, директор Центра развития НИУ ВШЭ
  • Рустем Ахметшин, старший партнер «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук
  • Ольга Думинская, советник отдела налога на добавленную стоимость Управления налогообложения юридических лиц ФНС России
  • Андрей Кизимов, замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
  • Наталья Корниенко,завлабораторией развития налоговой системы научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд. юрид. наук
  • Леонид Кравчинский, адвокат
  • Антон Никифоров, партнер «Пепеляев Групп»
  • Дмитрий Николаев, начальник отдела международного налогообложения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
  • Сергей Савсерис, партнер «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук
  • Геннадий Тимоничев, старший юрист «Пепеляев Групп»
  • Дмитрий Фадеев, зампредседателя Экспертного налогового совета ТПП РФ, канд. юрид. наук
  • Максим Хвалибов, руководитель направления по налогообложению Alcoa

МОДЕРАТОРЫ
  • Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук
  • Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп»

1.Участники конференции оценили законодательные изменения в налоговой сфере и пришли к выводу, что в целом они негативно отразились на бизнесе в 2015 г. Несмотря на обещания государства не увеличивать налоговую нагрузку, как отметили присутствующие на мероприятии, она выросла и продолжит расти в течение года. По информации Минфина России,произошло значительное увеличение нагрузки на нефтегазовый сектор.

Среди факторов, повлиявших на этот процесс, особо выделено введение по сути новых налоговых платежей: экологического и торгового сборов. Так, одним из основных обстоятельств, обусловивших рост нагрузки на малый и средний бизнес, послужило установление для налогоплательщиков, подпадающих под специальные налоговые режимы, обязанности уплачивать налог на имущество в зависимости от кадастровой стоимости. По прогнозам ТПП РФ, для них объем налоговых отчислений вырастет в пять–семь раз.

Увеличение налоговой нагрузки наблюдается не только на уровне федерального законодательства. Региональные и местные власти в конце 2014 г. приняли решения, расширяющие базу по налогам, зачисляемым в соответствующие бюджеты, отменили ряд льгот. На большей части России выросла кадастровая стоимость имущества, на основе которой исчисляются земельный налог, а также налоги на имущество организаций и физических лиц.Местные органы власти отказываются подтверждать соответствие новых инвестиционных проектов требованиям, соблюдение которых позволяет получить региональные налоговые льготы.

2. К сожалению, в основу антикризисного плана Правительства РФ не заложено снижения налоговой нагрузки, не предусмотрено конкретных мер в отношении крупного бизнеса. В нем есть лишь намеки на то, что региональные власти могут ее уменьшать. Между тем в период острого кризиса предприниматели ожидают от государства решительных действий, направленных на то, чтобы не допустить ухода бизнеса в тень, сокращения рабочих мест и возникновения социальной напряженности.

3.Предлагаемые Минфином России поправки по курсовым разницам – обычная мера во время кризиса. Существенной помощью для бизнеса может стать предложение для гринфилд-проектов дать возможность регионам предоставлять льготу по налогу на прибыль компаниям, инвестирующим в создание новых производств. Для успешного развития экономического партнерства со станами Азии необходимо снизить налоговые ставки в действующих соглашениях об избежании двойного налогообложения.

Кризис – это не только сложности, но и новые возможности. Государству стоит поддержать желание предпринимателей расширить экспорт российской высокотехнологичной продукции дополнительными налоговыми стимулами.

В настоящее время Госдума рассматривает законопроект, содержащий поправки в статью 269 НК РФ. На конференции прозвучало предложение инициаторам этого документа взвесить возможность исключения из регулирования этой статьи займов без иностранного элемента, в частности в ситуации с «нависанием» иностранной компании, не принимающей участия в финансировании российских организаций.

По мнению экспертов, надо провести опрос о том, какое соотношение было бы комфортно для бизнеса (сейчас – 3:1).

4.Серьезные опасения бизнеса вызывает возвращение прежнего порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (без решения по налоговой проверке).Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит норм об обратной силе действия закона, что позволяет следователям возбудить уголовное дело по фактам, произошедшим за последние десять лет (срок давности привлечения к уголовной ответственности). Однако такая возможность противоречит фундаментальным принципам, в том числе принципу доверия государству. В рамках обсуждаемой амнистии капиталов следует запретить распространение обратной силы на налоговые преступления.

5.При оценке налоговой нагрузки немаловажен учет издержек на налоговое администрирование.Действующие с 2013 г. правила трансфертного ценообразования, новая (с 2015 г.) отчетность по НДС, ряд отрицательных для налогоплательщиков решений арбитражных судов потребовали перестройки внутрихолдингового взаимодействия исключительно для соблюдения требований законодательства и налоговой службы. Такие примеры ставят под сомнение декларируемое государством снижение административной нагрузки на компании и вызывают вопрос, насколько власти необходим такой жесткий и тотальный контроль.

Участники конференции предложили ТПП РФ провести опрос представителей бизнеса об имеющихся издержках при налоговом администрировании.

Высказаны также рекомендации по примеру некоторых стран включить в Налоговый кодекс РФ критерии, используемые контролирующими органами для отбора налогоплательщиков, подлежащих выездной налоговой проверке. Сейчас такие критерии закреплены Приказом ФНС России (1). Включение их в Налоговый кодекс РФ придало бы им соответствующий статус.

6.Со второй половины 2014 г. наблюдаются кардинальные для налогоплательщиков изменения судебной практики, которые не могут не отразиться на налоговой нагрузке. Так, арбитражные суды поддерживают налоговые органы, которые ретроспективно и по формальным основаниям лишают инвесторов региональных льгот. Теперь недостаточно ссылок на Налоговый кодекс РФ, правовые позиции высших судебных органов и сложившуюся практику. Если раньше суды в спорах о праве лишь восполняли пробелы закона, то сейчас все чаще рассмотрение происходит вне закона, «по понятиям».

Остро ощущается недостаточность правовых позиций Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, поскольку крайне незначительное число дел передается для пересмотра в порядке «второй кассации». Можно прийтик выводу, что вынесение решений по спорам и формирование правовых позиций отдано на откуп нижестоящим судам, которые пока не готовы к самостоятельному толкованию и применению норм, исключающему появление «уральской», «московской» и другой окружной законности.

Неясна роль отказных определений судей ВС РФ, на которые уже ссылаются налоговые органы, обосновывая свою позицию. В целях определенности Верховному Суду РФ следует разъяснить этот вопрос.

Изменилась подсудность споров о кадастровой стоимости объектов недвижимости:теперь они рассматриваются судами общей юрисдикции и не в порядке искового производства.Складывающаяся практика свидетельствует о длительном судебном разбирательстве (до шести месяцев), долгой подготовке полного текста решения, что влечет неопределенность и дополнительные расходы бизнеса.



1См.: Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Отправить статью

Возврат к списку

22.04.2024
Эксперты «Пепеляев Групп» приняли участие в дискуссии «Конституционные ориентиры...
05.04.2024
Айдар Султанов принял участие в Татарстанском международном форуме по энергетике...
05.04.2024
«Пепеляев Групп» и Генеральное консульство Республики Корея вновь подписали согл...
03.04.2024
Вадим Зарипов покидает «Пепеляев Групп»
31.03.2024
Делегация «Пепеляев Групп» посетила с бизнес-миссией Пекин и Шэньчжэнь
27.03.2024
Айдар Султанов принял участие в конференции «Современные тенденции доказывания в...
20.03.2024
Эксперты «Пепеляев Групп» продемонстрировали выдающиеся результаты в индивидуаль...
11.03.2024
PGP Tax Consultancy лидирует в рейтинге Право.ru, посвященном рынку ОАЭ