Загрузка...

Рекомендации по итогам работы круглого стола «Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов», состоявшегося в ТПП РФ

13.12.2016
«Пепеляев Групп» публикует рекомендации, выработанные по итогам работы круглого стола «Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов: от споров к диалогу», который состоялся 29 ноября 2016 г. в рамках Всероссийского налогового форума ТПП РФ.

Рекомендации направлены в ТПП РФ и будут включены в текст Резолюции XII Всероссийского налогового форума «25 лет налоговой системе России». 

Появляются новые механизмы недопущения и «бесспорного» разрешения возможных конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками: налоговый мониторинг, налоговый рулинг, предварительное соглашение о ценообразовании.

Они признаются и налоговыми органами, и налогоплательщиками как более действенные по сравнению с обычными проверочными мероприятиями. Однако пока доступны лишь единицам.

В связи с чем возникает обоснованный вопрос: существуют ли иные механизмы успешного взаимодействия, применимые к широкому кругу или вообще ко всем налогоплательщикам?

Процедура досудебного обжалования решения налогового органа показала свою эффективность, а также то, что ее недостаточно для снижения конфликтности в налоговых отношениях.

Необходима трансформация взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, и она возможна при условии, что взаимодействие будет основываться на принципах открытости, взаимного уважения и законности.

ФНС России демонстрирует усилия, направленные на реализацию этих принципов:

  • развивается электронное взаимодействие с налогоплательщиками;

  • на сайте Службы публикуется информация о ненадежных контрагентах;

  • налогоплательщикам направляются информационные письма о «проблемных поставщиках» и др.

Причем это проявление инициативы самой ФНС России, введение подобных сервисов налоговым законодательством не предусмотрено.

Кроме того, следует отметить существенное улучшение уровня обслуживания в налоговых органах, повышение деловой культуры сотрудников разных звеньев системы.

Однако многое еще предстоит сделать для перехода на новый уровень взаимодействия.

I. Профилактика и предотвращение нарушений законодательства о налогах и сборах


На уровне ФНС России


1. Информирование налогоплательщиков об административной практике, формируемой по результатам рассмотрения апелляционных жалоб.

Такая подача материала может создавать административные прецеденты, которые позволят налогоплательщикам идентифицировать обнародованную ситуацию и сравнить ее со своей деятельностью, чтобы в дальнейшем исправить ошибки и иметь возможность ссылаться на следование этой практике как на основание для смягчения или исключения ответственности за налоговое правонарушение.

2. Регулярное обобщение практики – наиболее типичных оснований возникновения спора, результатов его разрешения на уровне ФНС России и территориальных управлений.

Служба могла бы издавать не только письма, но и «постановления Пленума», которые бы носили рекомендательный характер для налоговых органов и налогоплательщиков. Налогоплательщики должны быть уверены, что следование таким рекомендациям не повлечет претензий налоговых органов в будущем.

3. Широкое использование потенциала общественных организаций для выработки позиций по спорным ситуациям, когда их разрешение имеет важное значение для той или иной отрасли, большой группы налогоплательщиков и т. п.

Экспертный совет ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики готов рассматривать такие ситуации, вырабатывать экспертную позицию по спорным и неоднозначным вопросам с направлением заключения в управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России.

4. Мониторинг практики применения законодательства Республики Беларусь и Республики Казахстан, предусматривающего официальную публикацию списков лжепредпринимателей.

Цель – оценить возможность трансформации информационного сервиса ФНС России «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», чтобы придать размещенным на нем сведениям правовое значение.

На уровне территориальных налоговых органов


Участники выразили неудовлетворенность профилактической разъяснительной работой налоговых органов.

Было указано на формальность ответов на запросы налогоплательщиков, закрытость, нежелание сотрудников налоговых органов идти на контакт, «отписки». При этом продолжается практика истребования у налогоплательщиков документов «тоннами», «вагонами».

Для изменения работы налоговых органов предлагается:

1. Активнее проводить семинары и лекции с участием налогоплательщиков, использовать для диалога площадки региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей, общественных бизнес-объединений. На ведомственном уровне следует установить норматив подобных мероприятий для каждой инспекции.

2. Систематизировать и ограничить полномочия налоговых органов в части истребования документов и информации с учетом того, что:

  • однажды истребованные у налогоплательщика какой-либо инспекцией документы больше не запрашиваются;

  • при истребовании документов в рамках выездной налоговой проверки поясняются его причины;

  • решение об отказе в продлении срока представления документов должно быть мотивированным;

  • в случае направления требования о предоставлении большого объема документов налогоплательщику дается время его исполнить, новое требование при этом не направляется.

II. Перестройка контрольной работы и работы по результатам споров по вопросам налогообложения


Акты налоговых проверок не играют профилактической роли.

У налогоплательщиков нет уверенности в том, как в дальнейшем вести деятельность в безрисковом с налоговой точки зрения варианте, поскольку наблюдается:

  • недостаток мотивации выдвинутых налоговыми органами претензий;

  • отсутствие выводов о законности операций;

  • неопределенность статуса операций, входивших в предмет проверки, но не признанных незаконными.

Такую ситуацию можно назвать «налоговой засадой»: налогоплательщик в любой момент может получить претензии инспекции по операциям, которые он однотипно ведет в течение ряда лет (нескольких налоговых периодов) и по которым прежде претензий не было.

По мнению ФНС России, в актах налоговых проверок должны фиксироваться только правонарушения. Налоговые органы не в силах проводить аудит налогоплательщиков. Между тем согласно пункту 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов. Правильность в данном случае означает как плюсы, так и минусы в работе налогоплательщика. Практика ВС РФ подтверждает такую возможность.

Из этого противоречия необходимо найти выход.

Предлагается исходить из того, что ФНС России – сервисная служба, а сервис главным образом требует налаживания профилактической составляющей контрольных мероприятий.

При этом возможно применение ряда методов.

1. Подробная мотивировка всех проверочных действий (мероприятий), в частности:

  • истребование документов;

  • назначение контрольных мероприятий;

  • оформление результатов контрольных мероприятий.

2. Составление акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля (так же как по результатам налоговой проверки).

3. Совершенствование формы акта налоговой проверки:

  • в описательной части подробно указываются проверяемые хозяйственные операции, перечисляются все проверенные документы;

  • выводы проверяющих развернутые и мотивированные.

4. В утвержденную Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 23) форму акта налоговой проверки вернуть ранее закрепленные положения о том, что в акте указывается не только сумма недоимки, но и переплата по налогам.

5. Направление налогоплательщику по итогам любых проверочных мероприятий информационного сообщения с фиксацией их результатов.

6. Определение процедуры и полномочий вышестоящего налогового органа при отмене решения нижестоящего налогового органа в порядке контроля. Для этого достаточно ведомственного регламента, утвержденного в соответствии с НК РФ.

7. Расширение возможности диалога налоговых органов и налогоплательщиков по спорным неоднозначным вопросам налогообложения. Для этого могут (должны) использоваться следующие инструменты:

  • привлечение специалистов, экспертов задолго до проверки для выработки единой позиции по вопросам налогообложения с отраслевой спецификой;

  • использование принципов налогового мониторинга – открытость сторон и лояльность налогового органа к налогоплательщику.

8. Развитие практики анкетирования среди налогоплательщиков об удовлетворенности работой налоговых органов по конкретным вопросам. Поощрение сотрудников налоговых органов, получивших за свою работу положительную оценку налогоплательщиков.

III. Развитие института разделения ответственности с некомпетентным администратором (контролером)


1. Если в течение продолжительного времени (несколько налоговых периодов) налогоплательщик вел однотипную деятельность, использовал однотипную модель налогообложения, то по итогам налоговой проверки (после ранее состоявшейся и не отразившей соответствующих нарушений или при отсутствии проверок) возможно доначисление недоимки без пеней и взыскания штрафов.

2. В поддержку малого бизнеса ввести в НК РФ норму о праве на первую ошибку:

  • за выявленное впервые налоговое правонарушение вместо штрафа ограничиться предупреждением;

  • предусмотреть скидку при уплате штрафа впервые.

3. Закрепить в НК РФ скидку на раннюю уплату штрафа (по аналогии с КоАП РФ).

4. Нормативное развитие статьи 112 НК РФ об обстоятельствах, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, расширение их перечня.

ФНС России на ведомственном уровне ведет разъяснительную работу об учете указанных обстоятельств при применении налоговых санкций, но этого недостаточно.

Отправить статью

Возврат к списку

30.06.2022
Новый том #Глоссы вышел при поддержке «Пепеляев Групп»
24.06.2022
«Пепеляев Групп» на X Петербургском международном юридическом форуме
20.06.2022
В НИУ ВШЭ прошел выпуск магистров программы по комплаенсу, партнером которой явл...
09.06.2022
В доклад Бориса Титова Президенту РФ вошло 11 предложений «Пепеляев Групп»
08.06.2022
РАСПП признал «Пепеляев Групп» юридической компанией года
01.06.2022
Роман Бевзенко успешно защитил докторскую диссертацию
30.05.2022
«Пепеляев Групп» вошла в партнерскую программу VK по налоговому мониторингу
27.05.2022
Наталья Коваленко приняла участие в мероприятии VK
X
Оцените, пожалуйста, удобство работы с сайтом:
Комментарий