Загрузка...

Елена Соколовская рассказала в РСПП о применении и развитии методик антимонопольного комплаенса

23.12.2022
Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская выступила на заседании комитета РСПП по развитию конкуренции, которое состоялось 20 декабря.

Елена рассказала о применении и развитии методик антимонопольного комплаенса в компаниях. Она отметила, что главным стимулом, который может побудить компании внедрять такие системы, является возможность снизить риски нарушения законодательства и тем самым избежать административной ответственности в виде многомиллионных, а иногда и миллиардных штрафов. А в ряде случаев – избежать и уголовной ответственности.

Отдельно в своем выступлении Елена остановилась на процедуре согласования таких систем с антимонопольным органом, которая позволит определить соответствие требованиям законодательства. По статистике ФАС России, около 75% заявлений о согласовании комплаенс-систем не получали с первого раза положительные заключения. Наиболее частыми основаниями для отказа являлись: несоответствие требованиям ст. 9.1 Закона о защите конкуренции или антимонопольного законодательства в целом, отсутствие конкретных мер по снижению рисков, отсутствие указания на ответственное должностное лицо и пр.

С учетом типичных ошибок Елена дала ряд рекомендаций, которые стоит учитывать компаниям при разработке комплаенс-систем, в частности:
  • более тщательно подходить к процессу выявления всех потенциальных рисков и определению их уровня;
  • включая в «дорожную карту» меры по минимизации и устранению риска, давать указания на конкретные мероприятия, которые должны быть связаны с выявленными условиями возникновения рисков;
  • использовать термины и определения, соответствующие антимонопольному законодательству;
  • не включать в акты положения, прямо противоречащие Закону о защите конкуренции;
  • не включать в акты положения, которые могут привести к риску нарушения антимонопольного законодательства;
  • избегать неоднозначных формулировок.
Еще одним стимулом внедрения комплаенс-системы могла бы стать возможность учета факта внедрения и функционирования системы в качестве обстоятельства, исключающего ответственность юрлица в рамках административного производства.

«Полагаю, что, если нарушение все же было допущено при наличии системы антимонопольного комплаенса, сам факт ее внедрения, согласования с ФАС России и реального применения могут являться достаточным доказательством того, что компания приняла все зависящие от нее меры по соблюдению требований антимонопольного законодательства. Поэтому вина компании как юридического лица в таком случае отсутствует. Административное правонарушение может быть установлено только в отношении должностного лица, которое, несмотря на все принятые компанией меры, совершило действия, которые привели к нарушению антимонопольного законодательства (эксцесс исполнителя)», – добавила Елена.

Самим компаниям (ответчикам) в случае наличия у них реально работающих систем комплаенса следует об этом заявлять в рамках рассмотрения дел, а антимонопольному органу – оценивать, были ли компанией приняты все зависящие от нее меры по соблюдению закона путем внедрения системы комплаенса и виновна ли она в таком нарушении.

Отправить статью

Возврат к списку

14.02.2024
Айдар Султанов принял участие в научной конференции в МГУ
27.12.2023
ТПП наградила Айдара Султанова за «Значительный вклад в юридическую науку и прак...
21.12.2023
Бизнес-миссия делегации Дальневосточного офиса «Пепеляев Групп» в Китай
14.12.2023
Юристы «Пепеляев Групп» защитили интересы клиента в ВС РФ в рамках спора о НДПИ ...
13.12.2023
Айдар Султанов принял участие в научно-практической конференции «Яковлевские чт...
11.12.2023
Во Владивостоке отпраздновали 5-летие Дальневосточного офиса «Пепеляев Групп»
08.12.2023
«Пепеляев Групп» существенно продвинулась в рейтинге Право.ru-300
05.12.2023
«Пепеляев Групп» в лидерах «Рейтинга юристов и их компаний», впервые подготовлен...