Загрузка...

Елена Соколовская рассказала на Форуме ОКЮР об изменениях, внесенных в Закон о рекламе

27.03.2023
Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская выступила на Антимонопольном Форуме ОКЮР, организованном при поддержке ФАС России: «Конкуренция 2023. Цифровая трансформация, политики ценообразования на различных товарных рынках, регуляторные механизмы рекламной деятельности через призму антимонопольного регулирования».

В начале своего выступления Елена рассказала о сути изменений, внесенных в Закон о рекламе, в части необходимости маркировки рекламы, распространяемой в сети «Интернет», порядке внедрения указанных изменений, субъектах процесса маркировки рекламы, а также наглядно продемонстрировала процесс передачи информации в единый реестр учета рекламы в сети «Интернет» (ЕРИР).

Говоря о первых итогах работы ЕРИР, Елена рассказала, что по состоянию на начало февраля 2023 г. в ЕРИР поступила информация от 5,7 млн рекламодателей и рекламораспространителей, в системе содержится информация о 13 млрд креативах. В среднем на одного участника рынка пришлось 2,3 тыс. креативов. Общая сумма рекламных бюджетов, зарегистрированных в ЕРИР с октября по декабрь 2022 г., превысила 70 млрд руб., что может составлять 35% годового объема рынка интернет-рекламы. Таким образом, в настоящий момент в ЕРИР передаются значительные объемы информации и новые нормы действительно работают.

Елена остановилась на отдельных положениях Законопроекта, подготовленного ФАС России в рамках Рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины». Так, предлагается исключить из сферы действия рекламного законодательства справочную информацию о деятельности компаний, товарах и услугах, размещаемую на официальных сайтах организаций и продавцов товаров, а также на сайтах-агрегаторах различной информации. По мнению регулятора, такие данные не являются рекламой, поскольку не формируют интерес к какому-либо конкретному товару и преследует исключительно справочно-информационные цели.

Спикер обратила внимание, что бизнес по-прежнему задается вопросами, что является рекламой и как ее отграничить от сведений, носящих справочно-информационный характер. «У бизнеса также возникают и более точечные вопросы, например, о распространении новых норм о маркировке рекламы на пресс-релизы или информацию, публикуемую в соц. сетях и мессенджерах (например, Telegram)», – добавила Елена. Не менее актуален и вопрос об ответственности за нарушение новых норм.

При этом в связи с принятием нового регулирования о маркировке рекламы при разграничении рекламы от не рекламы в ранее выработанных подходах ФАС ничего не поменялось. Не изменилось и понятие «реклама».

Елена отметила, что квалификация пресс-релиза в качестве рекламы зависит от его содержания, в частности, от того, содержит ли он информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Если пресс-релизы носят рекламный характер, то учет информации о них осуществляется в общем порядке.

В отношении необходимости маркировки сведений в «Telegram» официальную позицию изложил антимонопольный орган на своем сайте: такая реклама не требует маркировки в случае, когда ресурс используется в качестве «мессенджера» (для обмена конкретными пользователями сообщениями). В случае, если «Telegram» используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (через Telegram-каналы), то такая реклама подпадает под действие Закона о рекламе и требует маркировки.

Что качается вопроса об ответственности за нарушение требований статьи 18.1 Закона о рекламе, Елена отметила, что действующая редакция Закона предусматривает две группы возможных нарушений:
  • ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН (ч. 3, 11 ст. 18.1 Закона о рекламе);
  • ответственность за отсутствие на рекламе пометки «реклама» и указания на рекламодателя (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе).
При этом напрямую меры ответственности за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН в КоАП до сих пор не установлены. Вместе с тем, часть 4 статьи 38 Закона о рекламе предусматривает, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 1 статьей 14.3 КоАП РФ.

Таким образом, ФАС России уже сейчас может привлечь к ответственности, в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в случае отсутствия на рекламе пометки «реклама» и указания на рекламодателя (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе). Вместе с тем, такой практики на сегодняшний день нет. Специальные составы в КоАП РФ за неисполнение нововведений должны были быть введены к 1 марта 2023 г. Однако 1 февраля 2023 г. представители РКН заявили, что дата начала привлечения к ответственности за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН откладывается. Таким образом, регуляторы дают возможность и время участникам рынка постепенно адаптироваться к новым требованиям по маркировке рекламы, распространяемой в сети «Интернет».

В заключение своего выступления Елена озвучила основные выводы регулирования маркировки рекламы:
  • маркировать нужно всю интернет-рекламу, которая распространяется на территории РФ;
  • перед запуском рекламы нужно заключить договор с оператором рекламных данных (ОРД). Он будет собирать информацию о рекламе и передавать её в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР);
  • маркировать рекламу — получить идентификатор, разместить на объявлении маркер «Реклама» и информацию о рекламодателе;
  • контроль за маркировкой рекламы ведут РКН и ФАС России;
  • дата, с которой начнут штрафовать за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН, в данный момент не определена.
Источник фото: ОКЮР

Отправить статью

Возврат к списку

30.09.2024
Роман Бевзенко покидает «Пепеляев Групп»
25.09.2024
На совещании министров стран БРИКС обсудили развитие сотрудничества в сфере юсти...
20.09.2024
APAC Legal Awards 2024: PGP Tax Consultancy – самый надежный партнер в сфере нал...
18.09.2024
«Пепеляев Групп» лидирует в рейтинге медиаактивности юридических компаний
09.09.2024
Наталья Присекина на Восточном экономическом форуме-2024
02.08.2024
«Пепеляев Групп» вошла в ТОП-5 рейтинга методологов по налоговому мониторингу по...
01.07.2024
«Пепеляев Групп» на XII Петербургском международном юридическом форуме
27.06.2024
Ближний Восток: налоговый аспект (апрель-май 2024 г.)