Загрузка...

Елена Соколовская рассказала на Форуме ОКЮР об изменениях, внесенных в Закон о рекламе

27.03.2023
Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская выступила на Антимонопольном Форуме ОКЮР, организованном при поддержке ФАС России: «Конкуренция 2023. Цифровая трансформация, политики ценообразования на различных товарных рынках, регуляторные механизмы рекламной деятельности через призму антимонопольного регулирования».

В начале своего выступления Елена рассказала о сути изменений, внесенных в Закон о рекламе, в части необходимости маркировки рекламы, распространяемой в сети «Интернет», порядке внедрения указанных изменений, субъектах процесса маркировки рекламы, а также наглядно продемонстрировала процесс передачи информации в единый реестр учета рекламы в сети «Интернет» (ЕРИР).

Говоря о первых итогах работы ЕРИР, Елена рассказала, что по состоянию на начало февраля 2023 г. в ЕРИР поступила информация от 5,7 млн рекламодателей и рекламораспространителей, в системе содержится информация о 13 млрд креативах. В среднем на одного участника рынка пришлось 2,3 тыс. креативов. Общая сумма рекламных бюджетов, зарегистрированных в ЕРИР с октября по декабрь 2022 г., превысила 70 млрд руб., что может составлять 35% годового объема рынка интернет-рекламы. Таким образом, в настоящий момент в ЕРИР передаются значительные объемы информации и новые нормы действительно работают.

Елена остановилась на отдельных положениях Законопроекта, подготовленного ФАС России в рамках Рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины». Так, предлагается исключить из сферы действия рекламного законодательства справочную информацию о деятельности компаний, товарах и услугах, размещаемую на официальных сайтах организаций и продавцов товаров, а также на сайтах-агрегаторах различной информации. По мнению регулятора, такие данные не являются рекламой, поскольку не формируют интерес к какому-либо конкретному товару и преследует исключительно справочно-информационные цели.

Спикер обратила внимание, что бизнес по-прежнему задается вопросами, что является рекламой и как ее отграничить от сведений, носящих справочно-информационный характер. «У бизнеса также возникают и более точечные вопросы, например, о распространении новых норм о маркировке рекламы на пресс-релизы или информацию, публикуемую в соц. сетях и мессенджерах (например, Telegram)», – добавила Елена. Не менее актуален и вопрос об ответственности за нарушение новых норм.

При этом в связи с принятием нового регулирования о маркировке рекламы при разграничении рекламы от не рекламы в ранее выработанных подходах ФАС ничего не поменялось. Не изменилось и понятие «реклама».

Елена отметила, что квалификация пресс-релиза в качестве рекламы зависит от его содержания, в частности, от того, содержит ли он информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Если пресс-релизы носят рекламный характер, то учет информации о них осуществляется в общем порядке.

В отношении необходимости маркировки сведений в «Telegram» официальную позицию изложил антимонопольный орган на своем сайте: такая реклама не требует маркировки в случае, когда ресурс используется в качестве «мессенджера» (для обмена конкретными пользователями сообщениями). В случае, если «Telegram» используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (через Telegram-каналы), то такая реклама подпадает под действие Закона о рекламе и требует маркировки.

Что качается вопроса об ответственности за нарушение требований статьи 18.1 Закона о рекламе, Елена отметила, что действующая редакция Закона предусматривает две группы возможных нарушений:
  • ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН (ч. 3, 11 ст. 18.1 Закона о рекламе);
  • ответственность за отсутствие на рекламе пометки «реклама» и указания на рекламодателя (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе).
При этом напрямую меры ответственности за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН в КоАП до сих пор не установлены. Вместе с тем, часть 4 статьи 38 Закона о рекламе предусматривает, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 1 статьей 14.3 КоАП РФ.

Таким образом, ФАС России уже сейчас может привлечь к ответственности, в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в случае отсутствия на рекламе пометки «реклама» и указания на рекламодателя (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе). Вместе с тем, такой практики на сегодняшний день нет. Специальные составы в КоАП РФ за неисполнение нововведений должны были быть введены к 1 марта 2023 г. Однако 1 февраля 2023 г. представители РКН заявили, что дата начала привлечения к ответственности за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН откладывается. Таким образом, регуляторы дают возможность и время участникам рынка постепенно адаптироваться к новым требованиям по маркировке рекламы, распространяемой в сети «Интернет».

В заключение своего выступления Елена озвучила основные выводы регулирования маркировки рекламы:
  • маркировать нужно всю интернет-рекламу, которая распространяется на территории РФ;
  • перед запуском рекламы нужно заключить договор с оператором рекламных данных (ОРД). Он будет собирать информацию о рекламе и передавать её в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР);
  • маркировать рекламу — получить идентификатор, разместить на объявлении маркер «Реклама» и информацию о рекламодателе;
  • контроль за маркировкой рекламы ведут РКН и ФАС России;
  • дата, с которой начнут штрафовать за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН, в данный момент не определена.
Источник фото: ОКЮР

Отправить статью

Возврат к списку

16.09.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» приняли участие в заседании Дискуссионного Налогового ...
15.09.2025
Сергей Пепеляев выступил на Всероссийском молодежном юридическом форуме «ЮрСлёт»
15.09.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» обсудили трансформацию налогового контроля на заседани...
12.09.2025
Наталья Присекина выступила на Симпозиуме Китайской морской арбитражной комиссии...
10.09.2025
Наталья Присекина приняла участие с Восточном Экономическом Форуме
01.09.2025
«Пепеляев Групп» объявляет о новых назначениях в компании
20.08.2025
Лидия Горшкова на конференции «Деловой России» с делегацией компаний-членов Феде...
06.08.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» приняли участие в обсуждении контуров новой эры междун...