Загрузка...

Елена Соколовская рассказала на Антимонопольном форуме о рисках использования ИИ

21.06.2024
Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская традиционно выступила на Антимонопольном форуме, который проводят Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России. В этом году он состоялся 19 июня.

В рамках сессии «Вызовы digital рынков в реальности» Елена рассказала об антимонопольных рисках для бизнеса при использовании ИИ, а также перспективах правового регулирования в этой сфере.

Обозначив технологические тренды в области ИИ и примеры его использования в бизнес-процессах, спикер подробно рассмотрела, какие риски нарушения антимонопольного и рекламного законодательства может нести применение искусственного интеллекта.

Так, возможны ситуации, когда технологические гиганты за счет ИИ получают конкурентное преимущество и злоупотребляют рыночной властью. Яркий тому пример – дело Google, в рамках которого Еврокомиссия установила факт злоупотребления компанией доминирующим положением на рынке поисковых онлайн-сервисов.

Еще один риск связан с ценовыми алгоритмами. Само их использование не запрещено, если только оно не приведет к нарушению антимонопольного законодательства, в том числе незаконной координации экономической деятельности.

Недобросовестные компании также могут применять ИИ для написания фейковых отзывов, которые невозможно отличить от реальных. В этом случае, по мнению Елены, можно говорить о потенциальном нарушении запрета на недобросовестную конкуренцию и Закона о рекламе путем введения в заблуждение. 

Существенный риск связан с использованием сервисов моделей персонализации на базе ИИ. Они, собирая персональные данные, получают информацию о покупках пользователя, его передвижениях, разговорах и даже состоянии здоровья, и могут манипулировать путем навязывания таргетированной рекламы. Это также может быть квалифицировано как нарушение Закона о рекламе.

Отдельное внимание Елена уделила распространению дипфейков – видеороликов, в которых лицо одного человека подменяется другим при помощи алгоритмов машинного обучения. В последнее время они стали популярны в сфере рекламы. При этом законодательный запрет на использование технологии deepfake в рекламе отсутствует. Тем не менее, если потребитель вводится в заблуждение и ему предоставляется недостоверная информация, то можно говорить о нарушении запрета на недобросовестную конкуренцию и Закона о рекламе.

В завершение выступления Елена отметила: Использование ИИ сопряжено с рисками нарушения законодательства, в том числе антимонопольного. Значительное число действий с применением ИИ-технологий потенциально может быть квалифицировано в качестве традиционных составов нарушений антимонопольного и рекламного законодательства. Но в подобных нарушениях есть существенные особенности – они совершаются новыми способами на базе ИИ. А это значит, что дальнейшее развитие антитраст-регулирования, в том числе разработка шестого пакета, должно происходить с учетом этих технологических особенностей и, возможно, с привлечением технических специалистов».

Отправить статью

Возврат к списку

27.10.2025
Сергей Сосновский возвращается в команду «Пепеляев Групп»
24.10.2025
«Пепеляев Групп» и подкомитет «Деловой России» по ЗПИФ промышленности заключили ...
20.10.2025
Партнер «Пепеляев Групп» возглавила новый экспертный центр «Деловой России»
15.10.2025
«Пепеляев Групп» объявляет о новом назначении в компании
01.10.2025
Елена Соколовская покидает «Пепеляев Групп»
22.09.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» на IV Дальневосточном международном банковском правово...
18.09.2025
На юридическом факультете МГУ стартовала магистерская программа при участии парт...
16.09.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» приняли участие в заседании Дискуссионного Налогового ...