Загрузка...
10.10.2022
4 мин. на чтение

Экология: MustRead

Быстрое меню:

обзор по экологии.jpg


Изменения законодательства

Законопроект об оснащении источников выбросов на квотируемых объектах системами автоматического контроля 

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, уточняющий требования к установке систем автоматического контроля загрязнений с учетом эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (федеральный проект «Чистый воздух»). Предусматриваются следующие основные нововведения.

  • Стационарные источники выбросов на квотируемых объектах I категории должны быть оснащены системами автоматического контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ.

  • До 31 декабря 2025 года необходимо оснастить соответствующими системами квотируемые объекты I категории, расположенные в 12 городах – участниках эксперимента по квотированию выбросов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

  • В прочих городах, дополнительно включенных в эксперимент, соответствующее оснащение необходимо будет выполнить в течение одного года с утверждения перечня квотируемых объектов.

  • Предлагается также запретить ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных системами автоматического контроля выбросов.

Законопроект был подготовлен во исполнение поручения Президента РФ по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 14 декабря 2021 г. Рекомендуем компаниям, чьи производственные объекты расположены на территориях, участвующих в эксперименте, наблюдать за движением законопроекта, поскольку его принятие повлечет для них дополнительные финансовые затраты, а также может усложнить ввод в эксплуатацию построенных или реконструированных объектов капитального строительства. 

Законопроект № 202708-8


Большую часть бизнеса освободят от плановых проверок на 2023 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1743 предусмотрен особый порядок планирования проверок на 2023 год.

Так, в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год включаются только следующие объекты:

  • относящиеся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;

  • опасные производственные объекты II класса опасности;

  • гидротехнические сооружения II класса.

Предусмотрено также, что бизнес, который подпадает под плановые проверки, вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Главное его отличие от проверок в том, что по результатам такого мероприятия не назначаются штрафы и иное наказание.

Обратиться за проведением профилактического визита возможно не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия. В таком случае контрольный (надзорный) орган включит профилактический визит в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.

Отметим, что рассмотренные нововведения распространяются исключительно на плановые проверки. Рекомендуем при этом учитывать, что контролирующие органы по-прежнему вправе проводить внеплановые контрольные мероприятия. Соответствующие мероприятия могут проводиться при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение внеплановых контрольных мероприятий должно согласовываться с органами прокуратуры.

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1743


Минстрой подготовил проект федерального закона об отмене ГЭЭ для отдельных объектов капстроительства до 2025 г.

Следует отметить, что предлагаемое регулирование уже действует в 2022 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2022 № 579.

Минстрой предлагает закрепить соответствующие положения в Градостроительном кодексе РФ, обладающем большей юридической силой. Предполагается, что законопроект будет принят к марту 2023 года и вступит в силу в июле 2023 года, указывается в документации к нему.

Среди объектов, которым не потребуется государственная экологическая экспертиза, — военная инфраструктура вооруженных сил, пункты пропуска через государственную границу, магистральная инфраструктура (то есть автомобильные и железные дороги, аэродромы и т.п.), гаражи, коммунальная инфраструктура в Арктической зоне, объекты строительства в рамках нацпроектов и госпрограмм, если на них выделяются деньги из государственного бюджета.

Рекомендуем компаниям, планирующим осуществлять строительство на основании государственных контрактов, наблюдать за судьбой соответствующего законопроекта, поскольку отмена ГЭЭ проектной документации позволит сократить сроки строительства минимум на 3 месяца.

Источник



Судебная практика

ВС РФ о возмещении вреда в связи с попаданием в почву веществ, в отношении которых не применяются меры государственного регулирования

Росприроднадзор потребовал взыскать с компании вред, причиненный почвам в результате течи канализации компании. Контролирующий орган выявил повышенные концентрации калия, натрия, кальция, хлорид-иона в месте течи по сравнению с другой частью земельного участка.

Суд первой инстанции удовлетворил требования истца, однако с ним не согласились апелляционный и кассационный суды. Они посчитали, что вещества, концентрации которых были повышены, не включены в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р).

Верховный суд отменил судебные акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение, указав на следующее.

  • При рассмотрении требования о возмещении вреда достаточно представления доказательств, которые с разумной степенью достоверности подтверждают негативный характер воздействия почвы.

  • Превышение в почве концентрации вещества, не включенного в перечень загрязняющих веществ, по сравнению с концентрацией этого вещества на сопредельной территории может свидетельствовать о причинении вреда окружающей среде.

  • Факт отсутствия вреда почвам вследствие попадания в них спорных веществ должен доказываться ответчиком.

Для хозяйствующих субъектов данная позиция означает необходимость отвечать за попадание в почву любых веществ, в т.ч. не входящих в перечень, утвержденный Распоряжением № 1316-р, а соответственно не нормируемых и не учитываемых при расчете платы за НВОС.

Определение ВС РФ № 309-ЭС22-3206 от 29.09.2022 по делу № А50-23706/2020


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

17.01.2025

Налоговед. Система управления налоговыми рисками: быть или не быть? Сергей Пепеляев, Татьяна Ивутина

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Система управления налоговыми рисками: быть или не быть?» Татьяной Ивутиной.

Смотреть

13.02.2025

Экология: MustRead от 13 февраля 2025 г.

Главные новости: Увеличение штрафов за уклонение от проверок Новые Правила взимания экологического сбора Реестр...

11.02.2025

ВС пояснил порядок взыскания вреда, причиненного вырубкой зеленых насаждений

Руководитель практики недвижимости и строительства Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев Групп» Елена Крестьянцева отмечает,...

05.02.2025

Побочные продукты производства: первые судебные споры

В 2022 г. Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ введено понятие «побочный продукт производства» и установлены правила...

04.02.2025

ВС напомнил, что с причинителя вреда нельзя взыскать возмещение дважды

14 января Верховный Суд вынес Определение № 41-КГ24-52-К4, в котором рассмотрел спор о возмещении обществом и его бывшим...