-
Большую часть бизнеса освободят от плановых проверок на 2023 г.
-
Минстрой подготовил проект федерального закона об отмене ГЭЭ для отдельных объектов капстроительства до 2025 г.
Изменения законодательства
Законопроект об оснащении источников выбросов на квотируемых объектах системами автоматического контроля
Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, уточняющий требования к установке систем автоматического контроля загрязнений с учетом эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (федеральный проект «Чистый воздух»). Предусматриваются следующие основные нововведения.
-
Стационарные источники выбросов на квотируемых объектах I категории должны быть оснащены системами автоматического контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ.
-
До 31 декабря 2025 года необходимо оснастить соответствующими системами квотируемые объекты I категории, расположенные в 12 городах – участниках эксперимента по квотированию выбросов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.
-
В прочих городах, дополнительно включенных в эксперимент, соответствующее оснащение необходимо будет выполнить в течение одного года с утверждения перечня квотируемых объектов.
-
Предлагается также запретить ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных системами автоматического контроля выбросов.
Большую часть бизнеса освободят от плановых проверок на 2023 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1743 предусмотрен особый порядок планирования проверок на 2023 год.
Так, в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год включаются только следующие объекты:
-
относящиеся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
-
опасные производственные объекты II класса опасности;
-
гидротехнические сооружения II класса.
Предусмотрено также, что бизнес, который подпадает под плановые проверки, вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Главное его отличие от проверок в том, что по результатам такого мероприятия не назначаются штрафы и иное наказание.
Обратиться за проведением профилактического визита возможно не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия. В таком случае контрольный (надзорный) орган включит профилактический визит в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.
Отметим, что рассмотренные нововведения распространяются исключительно на плановые проверки. Рекомендуем при этом учитывать, что контролирующие органы по-прежнему вправе проводить внеплановые контрольные мероприятия. Соответствующие мероприятия могут проводиться при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение внеплановых контрольных мероприятий должно согласовываться с органами прокуратуры.
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1743
Минстрой подготовил проект федерального закона об отмене ГЭЭ для отдельных объектов капстроительства до 2025 г.
Следует отметить, что предлагаемое регулирование уже действует в 2022 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2022 № 579.
Минстрой предлагает закрепить соответствующие положения в Градостроительном кодексе РФ, обладающем большей юридической силой. Предполагается, что законопроект будет принят к марту 2023 года и вступит в силу в июле 2023 года, указывается в документации к нему.
Среди объектов, которым не потребуется государственная экологическая экспертиза, — военная инфраструктура вооруженных сил, пункты пропуска через государственную границу, магистральная инфраструктура (то есть автомобильные и железные дороги, аэродромы и т.п.), гаражи, коммунальная инфраструктура в Арктической зоне, объекты строительства в рамках нацпроектов и госпрограмм, если на них выделяются деньги из государственного бюджета.
Рекомендуем компаниям, планирующим осуществлять строительство на основании государственных контрактов, наблюдать за судьбой соответствующего законопроекта, поскольку отмена ГЭЭ проектной документации позволит сократить сроки строительства минимум на 3 месяца.
ВС РФ о возмещении вреда в связи с попаданием в почву веществ, в отношении которых не применяются меры государственного регулирования
Росприроднадзор потребовал взыскать с компании вред, причиненный почвам в результате течи канализации компании. Контролирующий орган выявил повышенные концентрации калия, натрия, кальция, хлорид-иона в месте течи по сравнению с другой частью земельного участка.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца, однако с ним не согласились апелляционный и кассационный суды. Они посчитали, что вещества, концентрации которых были повышены, не включены в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р).
Верховный суд отменил судебные акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение, указав на следующее.
-
При рассмотрении требования о возмещении вреда достаточно представления доказательств, которые с разумной степенью достоверности подтверждают негативный характер воздействия почвы.
-
Превышение в почве концентрации вещества, не включенного в перечень загрязняющих веществ, по сравнению с концентрацией этого вещества на сопредельной территории может свидетельствовать о причинении вреда окружающей среде.
-
Факт отсутствия вреда почвам вследствие попадания в них спорных веществ должен доказываться ответчиком.
Для хозяйствующих субъектов данная позиция означает необходимость отвечать за попадание в почву любых веществ, в т.ч. не входящих в перечень, утвержденный Распоряжением № 1316-р, а соответственно не нормируемых и не учитываемых при расчете платы за НВОС.
Определение ВС РФ № 309-ЭС22-3206 от 29.09.2022 по делу № А50-23706/2020
Законопроект был подготовлен во исполнение поручения Президента РФ по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 14 декабря 2021 г. Рекомендуем компаниям, чьи производственные объекты расположены на территориях, участвующих в эксперименте, наблюдать за движением законопроекта, поскольку его принятие повлечет для них дополнительные финансовые затраты, а также может усложнить ввод в эксплуатацию построенных или реконструированных объектов капитального строительства.