Загрузка...
06.02.2023
8 мин. на чтение

Экология: MustRead за 31 января - 6 февраля 2023 г.

обзор по экологии.jpg

Планируемые изменения законодательства. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

В Госдуму внесен законопроект, о наделении регионов правом изменять границы ООПТ регионального значения и упразднять такие территории

31 января 2023 г. депутат фракции «Единая Россия» В.В. Пинский внес в Госдуму законопроект, в соответствии с которым предлагается изменить ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (Законопроект).

Предлагается установить, что границы ООПТ регионального значения могут быть изменены, а сами ООПТ упразднены в соответствии с законом субъекта федерации. При этом потребуется получить согласование от Минприроды.

Соответствующее решение может быть принято властями региона в трех случаях:

  • необходимо исключить из состава ООПТ земельные участки и водные объекты, необходимые для реализации национальных целей и стратегических задач, а также значимых проектов в области социально-экономического развития РФ;

  • необходимо исключить из состава ООПТ земельные участки и водные объекты в целях строительства/реконструкции линейных объектов при отсутствии альтернативных решений по их размещению;

  • указанная территория утратила природоохранную ценность.

Рекомендации

В пояснительной записке указано на необходимость устранить пробел в законодательстве, который не позволяет властям региона ликвидировать ООПТ, утратившую особое, природоохранное, научное, культурное, эстетическое рекреационное и оздоровительное значение.

При этом Законопроект, очевидно, направлен на упрощение девелопмента земельных участков на территориях ООПТ регионального значения, на долю которых приходится 86 % от общего числа ООПТ в России.

Это не первая попытка законодателя упростить изъятие земельных участков из региональных ООПТ для строительства. Предыдущий подобный законопроект подвергся общественной критике и был в итоге скорректирован. Рекомендуем наблюдать за судьбой Законопроекта.

Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами

В Госдуму внесен законопроект о ликвидации несанкционированных свалок в лесах

Соответствующий законопроект внесен депутатом Госдумы от фракции «ЛДПР» Е.В. Марковым и сенаторами А.А. Савиным и А.П. Майоровым и направлен на решение проблемы свалок на землях лесного фонда.

Законопроект, в частности, предусматривает, что лица, которые используют леса, обязаны обеспечить вывоз отходов, образовавшихся в результате их деятельности (включая ТКО), за пределы леса в предназначенные для этого места.

Если же образователь несакционированно размещенных отходов неизвестен, то задача по их ликвидации должна быть включена в региональную программу в области обращения с отходами. Реализация соответствующей региональной программы относится к полномочиям субъектов РФ согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления».

Рекомендации

В пояснительной записке к законопроекту указывается на назревшую проблему со свалками в лесах. Авторы законопроекта отмечают, что субъекты РФ готовы заняться их ликвидацией, однако ссылаются на отсутствие у них соответствующих полномочий.

При этом в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. № 307-ЭС21-9717 сформулирована правовая позиция, согласно которой ликвидация мест несанкционированного размещения отходов относится к мероприятиям по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, которые составляют часть полномочий Рослесхоза как уполномоченного органа по управлению федеральным имуществом в области лесных отношений, и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим финансирование мероприятий по уборке лесов должно осуществляться из федерального бюджета.

С учетом изложенного в законопроекте предложено установить, что ликвидация свалок в лесах является частью региональной программы в области обращения с отходами, которую финансируют и реализовывают региональные власти. Таким образом, регионам придется самостоятельно платить за ликвидацию несанкционированных свалок в лесах в условиях, когда многие из них испытывают сложности с бюджетом.

Законопроект № 285504-8 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 13.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»


Планируемые изменения законодательства. Загрязняющие вещества

Минприроды подготовило обновленный перечень загрязняющих веществ

В одном из предыдущих выпусков Экология: Mustread от 16 января 2023 г. мы рассказывали о планах Минприроды по актуализации распоряжения Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р (Распоряжение), которым утвержден перечень веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Напомним, что 12 января 2023 г. заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин поручил Минприроды актуализировать Распоряжение совместно с заинтересованными органами и предпринимательским сообществом. На тот момент было неясно, как именно планируется пересмотреть Распоряжение: сократить количество регулируемых веществ, снизив нагрузку на бизнес, или наоборот увеличить их количество.

30 января 2023 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов началось общественное обсуждение проекта обновленного распоряжения (Проект). Предложено дополнительно включить в перечень I «Для атмосферного воздуха» 68 новых веществ, в отношении которых будут применяться меры государственного регулирования, например:

  • кальций оксид (кальций окись);

  • натрий хлорид.

Необходимость регулирования 13 из 68 новых веществ выявлена в ходе выполнения федерального проекта «Чистый воздух». Информацию о прочих загрязняющих веществах предоставили Росгидромет, Росприроднадзор, Роспотребнадзор и различные научные организации. 

Общественное обсуждение Проекта продлится до 17 февраля 2023 г.

Рекомендации

В пояснительной записке к Проекту отмечается, что актуализация Перечня № 1316-р необходима для обеспечения более полного учёта выбросов предприятий и объективной оценки их негативного воздействия на воздух, повышения эффективности государственного экологического контроля (надзора).

Принятие Проекта повлечет расширение перечня учитываемых, нормируемых и контролируемых загрязняющих веществ. 

Предприятиям, выбрасывающим в атмосферный воздух любые из 68 новых веществ, потребуется пересматривать проекты предельно допустимых выбросов, программы производственного экологического контроля, декларации о воздействии на окружающую среду, вносить плату за выбросы новых загрязняющих веществ и обеспечивать актуализацию учетных данных в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с возможной сменой категории объекта.  

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»


Изменения законодательства. Обращение с отходами

Принят в первом чтении законопроект, обязывающий обладателей лицензий на обращение с отходами подтверждать соответствие лицензионным требованиям

Мы подробно рассказывали о данном правительственном законопроекте в одном из предыдущих выпусков Экология: Mustread от 23 января 2023 г.

Он предусматривает введение новой меры контроля за обладателями лицензий на обращение с отходами: периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям для лицензиатов, которые занимаются сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I—IV классов опасности.

Указанные организации, получившие лицензию до 1 марта 2025 г., должны будут пройти процедуру первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям по истечении трех лет с момента предоставления лицензии или c даты последней проверки.

Оценку соответствия лицензионным требованиям в рамках такого подтверждения будет проводить Росприроднадзор. Это означает, что наряду с контрольными (надзорными) мероприятиями (КНМ) ведомство сможет проводить в отношении указанных лицензиатов периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям.

Рекомендации

Цель законопроекта – усилить контроль за обладателями лицензий на обращение с отходами. В отличие от КНМ новая мера вероятнее всего будет охватывать всех без исключения обладателей таких лицензий. Это связано с тем, что, по данным Росприроднадзора, большая часть обладателей таких лицензий не соблюдает лицензионные требования.

Необходимо отметить, что в заключении на законопроект ответственный комитет Госдумы (Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям) отметил, что срок вступления в силу, указанный в законопроекте (1 марта 2025 г.), является чрезмерно отдаленным и нуждается в пересмотре.

Обладателям лицензий на обращение с отходами рекомендуется наблюдать за судьбой указанного законопроекта и учитывать высокую вероятность его принятия при планировании своей деятельности.

Законопроект № 242383-8 «О внесении изменения в статью 19-3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в части уточнения порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий)


Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами

Из правил о лицензировании деятельности по обращению с отходами планируется исключить требование о получении лицензии на сбор отходов в отдельных случаях

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов началось общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ, которым планируется исключить необходимость получения лицензии на сбор отходов для лиц, которые осуществляют такой сбор не по месту обработки/утилизации/обезвреживания/размещения отходов.

Для сборщиков отходов такая деятельность зачастую не является профессиональной, в связи с чем получение лицензии может составлять для них известные трудности. При этом они располагают необходимыми ресурсами для накопления отходов и передачи их профессиональным участникам рынка обращения с отходами.

К таковым относятся лица, на территории которых находится большое количество образователей отходов: управляющие жилым фондом организации, образовательные учреждения, организации розничной торговли и другие лица. В настоящее время данные лица не могут осуществлять сбор отходов, если они не осуществляют их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение и не имеют соответствующей лицензии.

Отмена лицензии для сборщиков отходов призвана снизить административные барьеры и упростить сбор и накопление отходов потребления вблизи мест их образования.

Общественное обсуждение проекта продлится до 9 февраля 2023 г.

Рекомендации

С 1 марта 2023 г. понятие «сбор отходов» излагается в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» в новой редакции и означает «прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения» (соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 268)).

Таким образом, из понятия «сбор отходов» будет исключено упоминание о том, что он осуществляется «лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение». Следовательно, с 1 марта 2023 г. сбор отходов могут осуществлять любые лица.

В связи с этим ФЗ № 268 также внесены изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и установлено, что для сбора отходов I - IV классов опасности не требуется лицензия, если такой сбор осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения. Следовательно, если то или иное лицо осуществляет сбор отходов вне мест их обработки/утилизации/обезвреживания/размещения, ему не требуется получать лицензию на данный вид деятельности.

Данное положение вступит в силу с 1 марта 2023 г., в связи с чем к этому сроку необходимо внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

Компаниям, осуществляющим сбор отходов, рекомендуется ознакомиться с Проектом.

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

17.04.2024

Обзор практики по РОП и взысканию экологического сбора

Главные новости: глубина переработки и утилизация; кто может быть утилизатором?; утилизация и субподряд; ответственность...

01.04.2024

Отчетность по РОП: Какие изменения ждут производителей и импортеров

1 января 2024 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный...

29.03.2024

Значимые споры в сфере экологии за январь-март 2024 г.

Главные новости: обращение с отходами; плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей ...

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных н...