Загрузка...
04.02.2016
5 мин. на чтение

Изменение места нахождения юрлица

автор - Фарида Афаунова 

С 1 января 2016 года вступили в силу существенные изменения корпоративного законодательства и смежных с ним законодательных актов – Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) и Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Безусловно, целями данных нововведений являются обеспечение достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, и повышение степени защиты участников обществ с ограниченной ответственностью. Одной из наиболее интересных, хотя, возможно, и не самых заметных новелл, стала процедура государственной регистрации изменения адреса, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Четкое разграничение


Еще в 2014 году с принятием Закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изменился подход законодателя к определению адреса и места нахождения юридического лица. 

Так, в п. 2 ст. 54 ГК РФ указано, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). 

В едином государственном реестре юридических лиц, в свою очередь, должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. ВАС РФ в своем Постановлении от 30.07.2013 № 61 пояснил, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования).

Пунктом 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержится информация об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. 

Таким образом, четко разграничиваются понятия «адрес» и «место нахождения». 

Изменение процедуры


С вступлением в силу 1 января 2016 года изменений поменялась процедура изменения адреса, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Определено, что в случае принятия юридическим лицом решения о смене адреса, которое влечет изменение места нахождения (населенный пункт, город, регион), необходимо уведомить регистрирующий орган. Такое заявление с приложением необходимых документов подается в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения. Далее по истечении двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, подаются документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Таким образом, процедура, установленная Законом No. 129-ФЗ предельно ясна и не должна вызывать затруднений на практике. Если юридическое лицо планирует сменить адрес путем изменения места нахождения, то есть населенного пункта (регион или город), то сначала оно должно сообщить об этом в регистрирующий орган, и только после истечения определенного, установленного Законом No. 129-ФЗ срока вправе зарегистрировать изменение адреса.

Любое другое изменение адреса в пределах одного населенного пункта осуществляется без уведомления регистрирующего органа о принятом решении.

По данному вопросу имеется также разъяснение Федеральной налоговой службы. В своем Письме от 11.01.2016 № ГД-4-14/52@ Федеральная налоговая служба указывает, что уведомление о смене места нахождения подается в случае изменения адреса юридического лица, влекущего изменение места нахождения юридического лица. Заявление подается по форме Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Неверное понимание


К сожалению, смысл и назначение внесенных поправок не всегда верно понимается участниками гражданского оборота, а также органами государственной власти.

Порой регистрирующие органы демонстрируют свое, довольно своеобразное понимание ситуации. Так, по мнению Инспекции Федеральной налоговой службы № 46, выраженному в начале января 2016 года, любая смена адреса юридического лица осуществляется в два этапа. На первом этапе подается заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма № Р14001). На втором же этапе подается заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001). Такой подход существенно нарушает права и законные интересы юридических лиц, затрудняет и замедляет регистрационные действия, совершенно очевидно не соответствует закону и, кроме того, демонстрирует внутренние противоречия. В частности:

1) регистрирующим органом смешиваются понятия «адрес» и «место нахождения», которые четко разграничены законодателем;

2) при любой смене адреса, даже при «переезде» юридического лица в соседнее здание, необходимо будет соблюдение двадцатидневного срока плюс осуществление дополнительных действий;

3) сам же регистрирующий орган указал на то, что на первом этапе в заявлении по форме Р14001 указывается только регион или город. Не совсем понятна соответственно смысловая нагрузка данного действия, если регион/город не сменился;

4) регистрирующий орган не учел, что в уставе может быть и не указан адрес, так как в соответствии с действующим законодательством достаточно определить населенный пункт. Соответственно теряет смысл и действие по подаче заявления по форме Р13001 на втором этапе.

Регистрирующий орган присвоил себе функции законодателя, распространив определенный режим, установленный Законом No. 129-ФЗ на иные отношения. Истолковав данный Закон расширительно, в угоду своим интересам и потребностям, Инспекция Федеральной налоговой службы № 46 грубо нарушает права юридических лиц и их контрагентов, замедляет действия по регистрации, а также усложняет гражданский оборот.

Подводя итог, отметим, что при смене адреса в пределах одного населенного пункта, осуществляются действия в один этап. Подаются документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, если в уставе детально определен адрес либо подаются документы, предусмотренные п. 2 этой же статьи, если в уставе лишь указан населенный пункт.

При изменении же адреса, которое повлечет изменение места нахождения юридического лица, применяется более длительная процедура в два этапа: сначала регистрирующий орган уведомляется о планируемом изменении; затем, по истечении двадцати дней, в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица представляются документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица. Перечень документов определен в п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ. В отличие от государственной регистрации юридического лица при создании, при смене места нахождения юридического лица, необходимо представить правоустанавливающие документы в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Источник - эж-Юрист

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение – ненормативный акт, который можно обжаловать в суде? Евгений Леонов

Из ролика вы узнаете о возможности признания мотивированного мнения ненормативным правовым актом, подлежащим судебному обжалованию.

Смотреть

16.04.2024

Гендиректор может оспорить свое отстранение на собрании голосами мажоритария, если последний - из "недружественной" страны

Миноритарный совладелец российского предприятия, одновременно являвшийся его генеральным директором, может успешно оспорить...

01.04.2024

Практические проблемы при регистрации адреса компании

Юрист Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев Групп» Роман Соколов в своей статье для журнала «Акционерное общество» рассказывает...

26.03.2024

В РСПП рассказали о переговорах по поправкам в закон о приватизации

В проекте концепции по защите добросовестного бизнеса от деприватизации, подготовленном Российским союзом промышленников...

31.01.2024

Вклады в имущество ООО. Могут ли участники вернуть вложенное?

Такой механизм финансирования компании, как внесение ее участниками вкладов в имущество, часто используется наряду с внесением...