Загрузка...
01.07.2010
4 мин. на чтение

Союз без союзника

С 1 июля 2010 года должен был начать функционировать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Однако новый экономический альянс пока будет работать в усеченном виде — без Белоруссии. Да и Россия с Казахстаном к намеченной дате оказались не готовы в полном объеме интегрироваться в ТС.

А как хорошо все начиналось, когда в конце июня 2009 года было объявлено о том, что уже полузабытый интеграционный проект Таможенного союза не просто реанимирован, но и движется к завершению на всех парах. Предполагалось, что на первом этапе, с 1 января 2010 года, вступит в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ), а уже 1 июля Россия, Казахстан и Белоруссия будут жить по новому единому Таможенному кодексу (ТК) и откроют внутренние границы. Но в ходе переговоров выяснилось, что существуют разногласия, которые три страны не в состоянии урегулировать.

Самой сложной и пока невыполнимой задачей для России стало склонить к полноценному участию в ТС партнера по Союзному государству — Белоруссию. Сначала переговорщики из Минска не согласились на приведение «к общему знаменателю» пошлин на подержанные иномарки. Сохранение же в Белоруссии действующих пошлин на автомобили неприемлемо для России, где для поддержки внутренних производств уже давно действуют заградительные пошлины и на новые, и на старые иномарки. Эксперты отмечали, что Александр Лукашенко, у которого «на носу» президентские выборы, совпавшие с экономическим кризисом, не может себе позволить подвести избирателей и запретить им покупать дешевые иномарки в соседних странах.

Кроме того, в переговоры вмешалась большая политика. С начала 2010 года Россия ввела экспортные пошлины на нефть, закупаемую сверх 6 млн тонн, предназначенных для внутреннего потребления в Белоруссии. Эта мера сделала нерентабельной торговлю белорусским бензином в Европе. Минск неоднократно поднимал вопрос об отмене экспортных пошлин на нефть. В мае, во время переговоров с коллегами из России и Казахстана, премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский впервые сообщил Владимиру Путину о том, что Белоруссия вступит в ТС только после положительного решения этого вопроса.

Уговорить Александра Лукашенко не смог и вице-премьер Игорь Шувалов, побывавший в Минске в июне. Затем сам белорусский президент приехал в Москву и не смог договориться с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Более того, российский президент дал «добро» на начало последней «газовой войны» с партнером по Союзному государству.

Эксперты, несмотря на нынешнюю ситуацию, считают, что Лукашенко удастся вернуть в лоно Таможенного союза. «Вероятно, уже в ближайшем будущем Белоруссия все же присоединится к ТС. Не исключено, что в дальнейшем интерес к Таможенному союзу проявят и другие страны», — считает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток.

Кроме того, считает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков, временный отказ Белоруссии от участия в Союзе не сможет затормозить создание таможенного пространства. «Без Минска Таможенный союз сможет работать в двухстороннем формате, что учитывалось на этапе создания союза. При этом двери для приема новых членов, в том числе для Белоруссии остаются открытыми», — отметил эксперт.

Впрочем, и у оставшихся участников ТС немало проблем, мешающих полноценному запуску Союза. Дело в том, что Россия к 1 июля так и не успела принять новый закон «О таможенном регулировании РФ». Этот нормативный акт прошел только первое чтение в Госдуме и сейчас проходит процесс внесения поправок. Эксперты говорят, что даже если закон будет принят в авральном порядке и оперативно подписан президентом, то сможет вступить в силу только к началу августа. После этого Федеральная таможенная служба (ФТС) должна выпустить и разослать в региональные подразделения приказы в соответствии с новым законом. На это потребуется еще как минимум 2 месяца. И пока новый закон не заработал, в России будет действовать старый Таможенный кодекс. Подготовлены даже проекты указов президента, которые в случае необходимости отрегулируют внешнеторговые процедуры.

Однако специалисты считают, что нужны не указы, а детальные правила, по которым будут работать бизнес и таможня. «Ключевыми документами должны стать не указы президента, а детальные правила заполнения таможенной декларации, требования к набору документов, которые декларант должен представить, информация о том, на какой счет нужно уплатить таможенные платежи и что делать со сборами за таможенное оформление. Таких разъяснений в 95% случаев вполне достаточно, чтобы подавляющая часть грузов не застряла с 1 июля на таможне», — заявила журналистам руководитель практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию компании «Пепеляев Групп» Галина Баландина.

Есть трудности и с интеграцией в ТС Казахстана. Поэтому с 1 июля на внутренних границах с этим государством Россия не будет снимать таможенный контроль. Дело в том, что казахские власти пока не дали согласия на присутствие во всех своих таможенных органах представителей ФТС России. Не согласовано и применение единых с Россией защитных мер по отношению к ряду товаров. Кроме того, на границе с Казахстаном будет проводиться ветеринарный и фитосанитарный контроль грузов.

Получается, что полноценного Таможенного союза к намеченной дате создать не удалось. Но эксперты не теряют оптимизма по поводу будущего этого экономического образования. Александр Шток из «2К Аудит» напоминает, что создание Европейского союза тоже проходило не без трудностей, но сейчас это весьма привлекательный союз. «Если ТС докажет свою эффективность, приграничные государства будут стремиться вступить в Союз. Впрочем, как показывает пример ЕС, для этого может потребоваться не год и не два», — считает эксперт.

Будущее Таможенного союза будет зависеть от самих участников союза, убежден Виктор Марков из «Церих Кэпитал Менеджмент». «В случае отсутствия серьезных разногласий и строгого выполнения правил, Таможенный союз принесет выгоды участникам, а интеграционные процессы могут вывести страны на новый этап сотрудничества и развития», — прогнозирует он.

Однако пока Таможенный союз не может работать даже в трехстороннем формате — слишком уж пока разные экономические и политические интересы у России, Белоруссии и Казахстана.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

13.03.2024

Новости банкротства. Банкротство иностранных компаний в России. Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о банкротстве иностранных компаний в РФ...

Смотреть

26.02.2024

ФТС массово проверяет импортеров на предмет занижения цены с помощью дивидендов

Таможенные органы начали кампанию по проверке импортеров на предмет занижения цены ввезенных товаров на сумму выплаченных...

07.02.2024

Загадка для договора комиссии. Кому положен вычет при импорте из ЕАЭС

Статью 151 НК дополнили пунктом 4, который обязал платить НДС комиссионера (агента, поверенного) при ввозе товара в Россию...

15.01.2024

Золотое сечение госграницы. Как граждане могут вывозить драгметалл из России

Как выяснил “Ъ”, текущие правила вывоза гражданами из страны золота, который хочет ограничить Минфин, неоднозначны и запутанны....

28.11.2023

Привези меня, если сможешь

Ввоз лекарств из-за границы сопряжен с рисками и соблюдением ряда условий. О том, как выполнить требования закона и избежать...