Загрузка...
10.04.2023
4 мин. на чтение

Реклама в Сети: перезагрузка контроля

en
В сентябре 2022 г. вступили в силу поправки https://cljournal.ru/news/22024/ в Закон о рекламе, которые кардинально изменили формат контроля за интернет-рекламой и ввели систему ее учета. С тех пор поток вопросов от участников рынка о применении обновленного законодательства только увеличивается. Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская разбирается в подходах регуляторов – Роскомнадзора и ФАС России – к спорным ситуациям.

Наиболее актуальные вопросы:
  • что является рекламой и как ее отграничить от сведений справочно-информационного характера;
  • распространяются ли новые требования на пресс-релизы или контент в соцсетях и мессенджерах (например, в Telegram);
  • какая ответственность грозит за нарушение этих норм.
Рассмотрим эти вопросы по порядку.

К сведению

Роскомнадзор дает ФАС России доступ к информации об интернет-рекламе и взаимодействует со службой по вопросам отнесения к рекламе сведений, распространенных в Сети (письмо от 14.11.2022 № 03-100982 https://cljournal.ru/news/24438/). Нормативная база для этого создана.

Подходы ФАС России к разграничению рекламы и сведений, рекламой не являющихся, не изменились. Как и до принятия нового регулирования, ключевое значение имеют содержание информации и цели, которые преследуются при ее размещении. Прежним осталось и само понятие «реклама», закрепленное в ст. 3 Закона о рекламе. При этом информация, которая не отвечает указанным в этой дефиниции признакам, не может быть признана рекламой.

Неизменна и позиция антимонопольного ведомства в отношении сведений справочно-информационного характера. Не относятся к рекламе публикации о производимых/реализуемых товарах (услугах), размещенные на сайте производителя/продавца, если они предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте, правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги.

В отношении вопроса о том, нужно ли маркировать пресс-релизы, логика регуляторов подтверждает приверженность к общему избранному подходу.

О маркировке пресс-релизов

«…если информация, размещенная в сети „Интернет“, соответствует критериям рекламы, установленным Законом о рекламе, то данная информация может подпадать под нормативное правовое регулирование статьи 18.1 Закона о рекламе. <…> Квалификация пресс-релиза в качестве рекламы зависит от его содержания, в частности от того, содержит ли он информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» (письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 № 03-100982 https://cljournal.ru/news/24438/ «О рассмотрении обращения»).

Официальную позицию о маркировке сведений в Telegram изложила ФАС России на своем сайте https://fas.gov.ru/news/32226. Здесь также сохраняется общий подход.

О маркировке в Telegram

«…реклама в „Telegram“ не требует маркировки в том случае, когда ресурс используется в качестве „мессенджера“, для обмена конкретными пользователями сообщениями. В случае если „Telegram“ используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (через Telegram-каналы), то такая реклама подпадает под действие Закона о рекламе и требует маркировки».

Наконец, действующая редакция ст. 18.1 Закона о рекламе с 1 сентября 2022 г. предусматривает ответственность за две группы нарушений.
  1. Ответственность за отсутствие на рекламе пометки «реклама» и указания на рекламодателя (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе). ФАС России уже сейчас может привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, если в рекламе нет пометки и указания. Но такая практика на сегодня отсутствует.
  2. Ответственность за предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации, а также за несвоевременное предоставление сведений в Роскомнадзор (ч. 3, 11 ст. 18.1 Закона о рекламе). Напрямую меры ответственности в КоАП РФ пока не установлены.
Изначально сообщалось, что соответствующие штрафы будут введены с марта 2023 г. Однако в феврале представители Роскомнадзора заявили https://cljournal.ru/news/24752/, что дата начала привлечения к ответственности за указанные действия откладывается. Таким образом, вопрос в этой части остается открытым.

Вступление в силу новых норм однозначно свидетельствует об усилении контроля в сфере интернет-рекламы и до сих пор вызывает много вопросов у участников рынка. Вместе с тем регуляторы, пока не применяя никаких мер ответственности за нарушение этих правил, дают хозсубъектам время постепенно и безболезненно адаптироваться и наладить все необходимые процессы.



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.08.2023

Нововведения ФЗ о внесении изменений в закон «О защите конкуренции» - пятый антимонопольный пакет

Елена Соколовская, партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», расскажет о нововведениях федерального закона о внесении изменений в закон «О защ...

Смотреть

06.05.2024

Конкуренция и право. Обзор за 22 апреля – 5 мая 2024 г.

Опубликованы законы о предоставлении Федеральному казначейству доступа к ЕИС ГОЗ и пролонгации договоров на установку...

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)