Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

Референтные цены в госзакупках

20 октября 2016 г. были подведены итоги общественного обсуждения законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленного Минэкономразвития России. Этот документ предусматривает введение в законодательство понятия «референтная цена», а также соответствующее изменение регулирования.

По законопроекту референтная цена – это цена единицы товара, работы, услуги, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированная на основании данных о ценах на такие товары, работы, услуги по ранее заключенным государственным контрактам, которые при этом должны быть исполнены без применения к поставщику неустоек (штрафов, пеней). Сведения о ценах заключенных ранее контрактов будут содержаться в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС), а референтная цена по каждому товару – автоматически определяться самой ЕИС в порядке, установленном Правительством РФ.

Законопроектом вводятся референтные цены для закупок как по Закону № 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ, то есть в том числе для закупок отдельными видами юридических лиц (госкорпорации, субъекты естественных монополий и т. д.).

Следует пояснить, что необходимым условием для введения референтных цен служит унификация наименований закупаемых товаров, работ и услуг. В противном случае невозможно будет корректно определить референтную цену на какой-либо товар, поскольку он может в различных государственных контрактах называться по-разному.

Разработан проект Постановления Правительства РФ, определяющий порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, состав включаемой в него информации и документов. Согласно этому проекту государственный заказчик будет обязан при формировании конкурсной документации ориентироваться на данные из каталога. Сформированный каталог будет находиться в публичном доступе.

Внедрение в государственные закупки референтных цен, а также единого каталога товаров, работ и услуг видится действительно разумной мерой, позволяющей сделать процесс ценообразования в ходе определения начальной цены контракта более прозрачным и повысить эффективность использования бюджетных средств. Введение референтных цен очень важно для закупок, осуществляемых по Закону № 223-ФЗ, поскольку он не устанавливает обязательных к применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта.

Однако, на наш взгляд, некоторые положения законопроекта требуют значительной доработки. Так, вопросы вызывает предложенная формулировка об использовании государственным заказчиком существующих методов определения начальной цены контракта с учетом содержащихся в ЕИС референтных цен. Что значит «определение цены контракта с учетом референтных цен»? Накладывается ли на государственного заказчика обязательство, или ему предоставляется право устанавливать начальную цену контракта с учетом референтной цены? Будет ли референтная цена иметь приоритетное значение при расчете начальной цены контракта по методу сопоставимых рыночных цен? Остается открытым и вопрос о реальной способности дефлятора, используемого при расчете референтной цены, актуализировать цену уже заключенных контрактов с учетом условий текущего дня.

Внедрение единого каталога товаров, работ и услуг также сопряжено с определенными трудностями. Очевидно, что его разработка – это крайне сложный, дорогостоящий и, главное, небыстрый процесс. Тем не менее референтные цены планируется внедрить уже с января 2017 г., что фактически не оставляет шансов разработчикам каталога запустить его одновременно с вступлением в силу поправок о референтных ценах. Таким образом, нормы о референтных ценах просто не будут работать до запуска каталога товаров в ЕИС.

Внедрение референтных цен в государственные закупки, безусловно, позитивное начинание. Однако необходимо доработать законопроект, чтобы исключить правовую неопределенность для госзаказчиков. Кроме того, поскольку основным регулятором в сфере государственных закупок является ФАС России, ее мнение о законопроекте особенно интересно. И, возможно, оно будет высказано при внесении этого документа в Государственную Думу.

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

10.01.2022
Партнер «Пепеляев Групп» Наталья Присекина и юрист Екатерина Самусенко стали соа...
29.12.2021
Победы «Пепеляев Групп» – 2021
16.12.2021
Александр Кузнецов защитил докторскую диссертацию
07.12.2021
Валентина Орлова вошла в состав арбитров коллегии Арбитражного центра при РСПП п...
06.12.2021
Девять практик «Пепеляев Групп» усилили свои позиции в рейтинге Право.ru-300
29.11.2021
Антимонопольный клуб провел хакатон по комплаенсу
25.11.2021
Константин Шарловский принял участие в круглом столе Ассоциации Российских Фарма...
17.11.2021
Наталья Присекина назначена руководителем МКАС при ТПП РФ во Владивостоке

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters