Загрузка...

Подтверждение безопасности импортируемой продукции

В настоящей статье рассмотрены правила подтверждения безопасности продукции, импортируемой на таможенную территорию Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.


Основными функциями требований в отношении безопасности продукции являются защита: 1) жизни и здоровья человека; 2) имущества 3) окружающей среды; 4) жизни и здоровья животных и растений; 5) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей; 6) обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения. Применение требований безопасности для других целей (например, использование технических регламентов для обоснования взимаемых таможенных платежей и т.п.) не предусмотрено.


Законодательством Таможенного союза о техническом регулировании установлены единые требования в отношении подтверждения соответствия требованиям технических регламентов для товаров, импортируемых в любые страны Таможенного союза. Общие правила установлены в ряде международных договоров, решениях Комиссии Таможенного союза / Евразийской экономической комиссии. Некоторые частные требования в отношении подтверждения безопасности отдельных видов продукции также устанавливаются в соответствующих технических регламентах Таможенного союза. Технические регламенты ТС имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза (т.е. для приведения в действие таких технических регламентов не требуется дополнительных законодательных или нормативных актов Таможенного союза или государств – членов ТС). 

Ответственное лицо

По общему правилу, соответствие продукции техническим регламентам ТС может быть подтверждено одним из следующих юридических лиц, зарегистрированных на территории одного из государств - членов ТС (например, в России):


Юридическим лицом, являющимся изготовителем продукции;
Юридическим лицом, являющимся продавцом продукции;
Юридическим лицом, заключившим договор с иностранным изготовителем, на основании которого оно имеет право выполнять функции иностранного изготовителя на территории Таможенного союза и несет ответственность за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза. 


Декларация о соответствии продукции, изготовленной на территории одного государства - члена ТС и поставляемой в другое государство -  член ТС (т.е. в случае взаимной/внутренней торговли продукцией, изготовленной на территории государств - членов ТС), может быть принята 1) изготовителем; 2) поставщиком государства назначения в соответствии с законодательством соответствующего государства - члена ТС. Последние юридические лица несут ответственность за соблюдение технических регламентов ТС. 


Вместе с тем, в каждом конкретном случае для определения лица, которое несет ответственность за соблюдение требований подтверждения соответствия, необходимо учитывать положения соответствующего Технического регламента, а также схем оценки (подтверждения) соответствия, которые могут быть применены в отношении соответствующей продукции.


Основные положения


Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержден Решением Комиссии ТС от 28 января 2011 г. № 526 (далее - "Единый перечень № 1"). В отношении каждого вида товаров, указанных в Едином перечне № 1, должны быть разработаны технические регламенты Таможенного союза. Обязательные требования, ранее установленные законодательствами государств - членов Таможенного союза, применяются к указанной продукции до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Таможенного союза . Установление требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень № 1, не допускается не только на уровне Таможенного союза, но и на уровне национального законодательства государств-членов. 


В случае если для соответствующего вида продукции разработан технический регламент ТС, в отношении такой продукции выдаются единые документы об оценке соответствия по форме, установленной Решением № 293 Комиссии Таможенного Союза от 25 декабря 2012 г.
Продукция, в отношении которой всеми тремя государствами - членами ТС установлены одинаковые обязательные требования, но пока не разработан технический регламент, включается в Единый перечень, утвержденный Решением № 620 Комиссии Таможенного Союза от 7 апреля 2011 г. (далее -  "Единый перечень № 2"). В отношении такой продукции необходимо также получение сертификатов соответствия и декларации о соответствии, выпущенных по единой форме. Формы указанных документов установлены в Решении № 319 Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 г. Эти формы несколько отличаются от форм, установленных в Решении № 293 Комиссии Таможенного Союза от 25 декабря 2012 г.


Необходимо учитывать, что в отношении продукции, включенной в Единый перечень № 2, по выбору заявителя также могут выпускаться сертификаты соответствия и декларация о соответствии по формам, установленным национальным законодательством соответствующего государства - члена ТС. Когда в отношении такой продукции выпускается технический регламент ТС, она исключается из Единого перечня 2 и подлежит регулированию в соответствии с техническим регламентом ТС с момента его вступления в силу.


Продукция, включенная в Единый перечень № 1, но не входящая в Единый перечень № 2 (т.е. обязательные требования в отношении такой продукции отличаются в разных государствах-членах ТС), подлежит обязательной проверке (подтверждение соответствия) согласно законодательствам государств - членов ТС. В России перечень такой продукции утвержден в постановлении Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 и размещен на официальном сайте Федеральной таможенной службы в разделе "Информация ФТС о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия".


Кроме того, в некоторых случаях техническими регламентами ТС предусматривается прямое регулирование определенных вопросов национальными законодательствами государств - членов ТС (например, некоторые процедуры подтверждения соответствия, меры государственного контроля, ответственность за несоответствие требованиям технических регламентов ТС и т.д.)


Продукция, в отношении которой приняты технические регламенты ТС, выпускается в обращение на территории любого из государств - членов ТС только при условии подтверждения безопасности/соответствия такой продукции требованиям, установленным соответствующими техническими регламентами ТС , исключая, в частности, следующие случаи:
Продукция, бывшая в употреблении (эксплуатации);
Продукция, ввозимая в единичных экземплярах (количествах), предусмотренная одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе, для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов);
Образцы для проведения исследований и испытаний, необходимых для получения сертификата соответствия, при условии представления соответствующего договора с аккредитованной испытательной лабораторией (центром);
Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза, предназначенные для проведения испытаний, проверок, экспериментов;
Запасные части для обслуживания и ремонта готовых изделий, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям;
и т.д.


В технических регламентах ТС могут предусматриваться требования к продукции, в частности:
Технические требования к продукции;
Технические требования к процессам, связанным с требованиями к продукции, в том числе процессам:
Производства;
Монтажа/возведения;
Наладки;
Эксплуатации (использования);
Хранения;
Перевозки (транспортирования);
Реализации;
Утилизации;
Правила идентификации продукции;
Формы подтверждения соответствия;
Схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия, применимые к отдельным видам товаров;
Технические требования к терминологии;
Технические требования к упаковке;
Технические требования к маркировке, этикеткам и правилам их нанесения;
Санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные процедуры (если применимо).


В целях проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке (подтверждении) соответствия продукции Комиссия утверждает перечень международных, региональных и национальных стандартов.  Требованиями технических регламентов может также предусматриваться перечень международных, региональных и(или) национальных (государственных) стандартов государств - членов ТС, применение которых не является обязательным. В то же время, если такие стандарты применяются на добровольной основе, это учитывается как соответствие требованиям соответствующих технических регламентов ТС. Вне зависимости от вышеуказанного, несоблюдение таких стандартов не приравнивается к нарушению требований технических регламентов ТС.

Формы оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов ТС

По общему правилу, оценка соответствия продукции, в отношении которой приняты технические регламенты ТС, производится в одной из следующих форм:
Регистрация;
Испытания;
Подтверждение соответствия в следующих формах:
Декларирование соответствия;
Сертификация.
Экспертиза;
В иных формах, предусмотренных в технических регламентах ТС.


Оценка (подтверждение) соответствия, включая сертификацию/регистрацию и декларирование соответствия, производится органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (http://www.tsouz.ru/db/techregulation/Pages/link1.aspx). Любые исследования (испытания) продукции также должны проводиться в лабораториях (центрах), включенных в указанный Единый реестр.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в формах 1)  декларирования соответствия; или 2) сертификации.   Такое обязательное подтверждение соответствия необходимо, только если оно прямо предусмотрено в техническом регламенте ТС. Обязательное подтверждение требуется только для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов ТС. Вместе с тем, техническими регламентами ТС может быть предусмотрено, что процедуры проведения оценки (подтверждения) могут регулироваться законодательствами государств - членов ТС. Кроме того, государственный контроль соответствия продукции требованиям технических регламентов ТС также проводится в порядке, установленном законодательствами государств - членов ТС.


Продукция выпускается в обращение на всей территории Таможенного союза только при условии, что она прошла установленные процедуры оценки (подтверждения) соответствия. Такие процедуры могут быть проведены на территории любого из государств - членов ТС при выполнении следующих условий: 
1) в отношении продукции установлены одинаковые обязательные требования к подтверждению соответствия во всех государствах - членах ТС;
2) в отношении продукции установлены одинаковые формы подтверждения соответствия во всех государствах - членах ТС;
3) в отношении продукции установлены одинаковые схемы подтверждения соответствия во всех государствах - членах ТС;
4) в отношении продукции применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений;
5) сертификация проводится органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий;
6) испытания проводятся в испытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий;
7) сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по Единой форме, установленной Решением № 293 Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г.


Схемы оценки (подтверждения) соответствия требованиям


Согласно пп. 2 и 6 Положения, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 7 апреля 2012 г. № 621 ("Положение"), подтверждение соответствия продукции техническим регламентам ТС осуществляется в формах сертификации или декларирования соответствия по типовым схемам. Виды схем, которые могут применяться в отношении конкретной продукции, указываются в соответствующем техническом регламенте ТС. Как правило, согласно п. 17 Положения, в технических регламентах ТС устанавливается несколько типовых схем подтверждения соответствия требованиям, и заявитель имеет право выбрать любую из них.  Таким образом, заявитель имеет право выбрать любую из установленных типовых схем подтверждения соответствия, с учетом особенностей его собственных бизнес-процессов.

Требования по хранению документов

По общему правилу, производитель обязан хранить декларацию/сертификат соответствия и подтверждающую документацию в течение 10 лет с момента изготовления продукции. Продавец/импортер обязан хранить вышеуказанные документы в течение 10 лет с момента продажи соответствующей продукции.

Ответственность


Невыполнение требований технических регламентов ТС может привести к возникновению следующих рисков для импортера:
отказ в выпуске продукции, включая принудительный отзыв или изъятие продукции;
административный штраф в размере от 50 000 до 300 000 руб. (приблизительно от 3 300 до 10 000 долл. США) за каждую партию продукции с возможностью изъятия продукции.

Источник

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке