Загрузка...
21.09.2023
3 мин. на чтение

Отходы производства по новым правилам

С 1 марта 2023 года вступили в силу существенные изменения требований к обращению с отходами производства. Об изменениях в законодательстве и новых возможностях для бизнеса рассказала руководитель экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт государственной экологической экспертизы ЕМУ Росприроднадзора Юлия Юрченко.

С 1 марта 2023 года вступил в силу Закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ об изменении требований к обращению с отходами производства.

1.       Урегулировано обращение с побочными продуктами, которые не признаются отходами.

Однако побочные продукты должны быть использованы в течение трех лет, после чего переводятся в отходы с внесением платы в повышенном размере (коэффициент 52!).

При этом новые положения не применяются к побочным продуктам, полученным до 01.03.2023, т. е. на такие продукты не распространяется обязанность по внесению платы за размещение отходов с применением К = 52.

Перечень веществ и (или) предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства, утв. Распоряжением Правительства от 27.12.2022 № 4249-р (действует с 01.03.2023).

Перечень включает всего 11 позиций: некоторые виды отходов, а также вещества и предметы, содержащие стойкие органические загрязнители, и отходы, не являющиеся взрыво-, огнеопасными, способными самовозгораться, токсичными (ядовитыми), выделяющими токсичные газы.

Однако при формальном применении этих положений из побочных продуктов подлежит исключению большая часть отходов (т. к. у отходов презюмируется наличие опасных свойств, в связи с чем им присваивается определенный класс опасности).

2.       Также Законом № 268-ФЗ определены понятия «вторичные ресурсы» (отходы, которые могут быть повторно использованы в производстве) и «вторичное сырье» (продукция из вторичных ресурсов).

С 01.01.2030 в отношении вторичных ресурсов вводится запрет на захоронение.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2023 № 2094-р утверждены перечни видов продукции (товаров), а также видов работ, услуг с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству.

В Перечень продукции включены в том числе:

  • цемент, бетоны, шлакобетоны с использованием золошлаковых смесей (6 %, 10 %);
  • бумага, картон (15 %);
  • биотопливо твердое (древесные топливные гранулы — 95 %);
  • резинотехнические изделия, покрытия из резиновой крошки, плитка (80 %);
  • изделия из стекловолокна (20 %);
  • техногенные грунты с использованием отходов углеобогащения смесей (10 %);
  • изделия из полиэтилентерефталата (ПЭТ) (10 %);
  • продукция с использованием фосфогипса: материалы для изоляции отходов, защитного экрана полигонов ТКО (50 %, 70 %); материалы для рекультивации земель (50 %); термосульфат кальция, цементы общестроительные, серная кислота (25 %); сульфат аммония (50 %);
  • почвогрунты (60 %) и др.
Поддержка производителей будет оказываться в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328). Документ вступит в силу с 01.03.2024.

Таким образом, изменения законодательства предоставляют предприятиям новые возможности, но при этом несут существенные риски.

Так, сняты вопросы о том, как правильно оформить отходы в качестве побочных продуктов, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов.

Однако риски при признании побочных продуктов отходами несут слишком серьезные финансовые последствия: доначисление платы за НВОС в 52-кратном размере.

К тому же утвержденный перечень веществ и предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам, неминуемо приведет к возникновению споров о квалификации отходов в качестве побочных продуктов и предъявлению контролирующими органами в том числе требований о доначислении платы за НВОС.

Изменения правового регулирования вторичного сырья и вторичных ресурсов носят более позитивный характер, так как предоставляют предприятиям возможность увеличивать вовлечение отходов в хозяйственный оборот, в т. ч. пользуясь мерами господдержки и реализуя цель государственной программы «Охрана окружающей среды» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326).

Кроме того, в случае использования отходов в качестве вторичного сырья не нужно вносить плату за НВОС, поскольку законом предусмотрено внесение платы только при хранении (более 11 мес.) и захоронении отходов.

Также в отношении вторичных ресурсов не установлено ограничение в виде трехлетнего срока их использования/реализации.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Юлия Юрченко
Руководитель экологической группы (г. Красноярск)
y.yurchenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

27.10.2025

Значимые споры в сфере экологии за сентябрь и октябрь 2025 г.

Главные новости: плата за негативное воздействие на окружающую среду; обращение с отходами; Государственная экологическая...

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...