Загрузка...
21.09.2023
3 мин. на чтение

Отходы производства по новым правилам

С 1 марта 2023 года вступили в силу существенные изменения требований к обращению с отходами производства. Об изменениях в законодательстве и новых возможностях для бизнеса рассказала руководитель экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт государственной экологической экспертизы ЕМУ Росприроднадзора Юлия Юрченко.

С 1 марта 2023 года вступил в силу Закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ об изменении требований к обращению с отходами производства.

1.       Урегулировано обращение с побочными продуктами, которые не признаются отходами.

Однако побочные продукты должны быть использованы в течение трех лет, после чего переводятся в отходы с внесением платы в повышенном размере (коэффициент 52!).

При этом новые положения не применяются к побочным продуктам, полученным до 01.03.2023, т. е. на такие продукты не распространяется обязанность по внесению платы за размещение отходов с применением К = 52.

Перечень веществ и (или) предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства, утв. Распоряжением Правительства от 27.12.2022 № 4249-р (действует с 01.03.2023).

Перечень включает всего 11 позиций: некоторые виды отходов, а также вещества и предметы, содержащие стойкие органические загрязнители, и отходы, не являющиеся взрыво-, огнеопасными, способными самовозгораться, токсичными (ядовитыми), выделяющими токсичные газы.

Однако при формальном применении этих положений из побочных продуктов подлежит исключению большая часть отходов (т. к. у отходов презюмируется наличие опасных свойств, в связи с чем им присваивается определенный класс опасности).

2.       Также Законом № 268-ФЗ определены понятия «вторичные ресурсы» (отходы, которые могут быть повторно использованы в производстве) и «вторичное сырье» (продукция из вторичных ресурсов).

С 01.01.2030 в отношении вторичных ресурсов вводится запрет на захоронение.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2023 № 2094-р утверждены перечни видов продукции (товаров), а также видов работ, услуг с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству.

В Перечень продукции включены в том числе:

  • цемент, бетоны, шлакобетоны с использованием золошлаковых смесей (6 %, 10 %);
  • бумага, картон (15 %);
  • биотопливо твердое (древесные топливные гранулы — 95 %);
  • резинотехнические изделия, покрытия из резиновой крошки, плитка (80 %);
  • изделия из стекловолокна (20 %);
  • техногенные грунты с использованием отходов углеобогащения смесей (10 %);
  • изделия из полиэтилентерефталата (ПЭТ) (10 %);
  • продукция с использованием фосфогипса: материалы для изоляции отходов, защитного экрана полигонов ТКО (50 %, 70 %); материалы для рекультивации земель (50 %); термосульфат кальция, цементы общестроительные, серная кислота (25 %); сульфат аммония (50 %);
  • почвогрунты (60 %) и др.
Поддержка производителей будет оказываться в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328). Документ вступит в силу с 01.03.2024.

Таким образом, изменения законодательства предоставляют предприятиям новые возможности, но при этом несут существенные риски.

Так, сняты вопросы о том, как правильно оформить отходы в качестве побочных продуктов, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов.

Однако риски при признании побочных продуктов отходами несут слишком серьезные финансовые последствия: доначисление платы за НВОС в 52-кратном размере.

К тому же утвержденный перечень веществ и предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам, неминуемо приведет к возникновению споров о квалификации отходов в качестве побочных продуктов и предъявлению контролирующими органами в том числе требований о доначислении платы за НВОС.

Изменения правового регулирования вторичного сырья и вторичных ресурсов носят более позитивный характер, так как предоставляют предприятиям возможность увеличивать вовлечение отходов в хозяйственный оборот, в т. ч. пользуясь мерами господдержки и реализуя цель государственной программы «Охрана окружающей среды» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326).

Кроме того, в случае использования отходов в качестве вторичного сырья не нужно вносить плату за НВОС, поскольку законом предусмотрено внесение платы только при хранении (более 11 мес.) и захоронении отходов.

Также в отношении вторичных ресурсов не установлено ограничение в виде трехлетнего срока их использования/реализации.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Юлия Юрченко
Руководитель экологической группы (г. Красноярск)
y.yurchenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

15.07.2024

Маркировка интернет-рекламы: правоприменительная практика регуляторов (ФАС, Роскомнадзор).

В этом выпуске Елена Соколовская, партнер и руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», расскажет о правоприменительной практике по маркировке ...

Смотреть

01.10.2024

Санитарно-защитные зоны: актуальные вопросы

Руководитель экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко обращает внимание на некоторые правовые...

01.10.2024

Новости экологии: разлив нефти, геологический контроль, контроль выбросов, нормативы утилизации

Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о ТОП-7 экологических новостя...

01.10.2024

Экология: MustRead от 30 сентября 2024 г.

Главные новости: Внесены изменения в правила предупреждения и ликвидации разливов нефти Дополнен перечень индикаторов...

18.09.2024

Новости экологии: объекты НВОС, ГЭЭ, проект "Чистый воздух", закон о недрах, экологический сбор

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о самых главны...