С 1 марта 2023 года вступили в силу существенные изменения требований к обращению с отходами производства. Об изменениях в законодательстве и новых возможностях для бизнеса рассказала руководитель экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт государственной экологической экспертизы ЕМУ Росприроднадзора Юлия Юрченко.
С 1 марта 2023 года вступил в силу Закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ об изменении требований к обращению с отходами производства.
1. Урегулировано обращение с побочными продуктами, которые не признаются отходами.
Однако побочные продукты должны быть использованы в течение трех лет, после чего переводятся в отходы с внесением платы в повышенном размере (коэффициент 52!).
При этом новые положения не применяются к побочным продуктам, полученным до 01.03.2023, т. е. на такие продукты не распространяется обязанность по внесению платы за размещение отходов с применением К = 52.
Перечень веществ и (или) предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства, утв. Распоряжением Правительства от 27.12.2022 № 4249-р (действует с 01.03.2023).
Перечень включает всего 11 позиций: некоторые виды отходов, а также вещества и предметы, содержащие стойкие органические загрязнители, и отходы, не являющиеся взрыво-, огнеопасными, способными самовозгораться, токсичными (ядовитыми), выделяющими токсичные газы.
Однако при формальном применении этих положений из побочных продуктов подлежит исключению большая часть отходов (т. к. у отходов презюмируется наличие опасных свойств, в связи с чем им присваивается определенный класс опасности).
2. Также Законом № 268-ФЗ определены понятия «вторичные ресурсы» (отходы, которые могут быть повторно использованы в производстве) и «вторичное сырье» (продукция из вторичных ресурсов).
С 01.01.2030 в отношении вторичных ресурсов вводится запрет на захоронение.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2023 № 2094-р утверждены перечни видов продукции (товаров), а также видов работ, услуг с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству.
В Перечень продукции включены в том числе:
- цемент, бетоны, шлакобетоны с использованием золошлаковых смесей (6 %, 10 %);
- бумага, картон (15 %);
- биотопливо твердое (древесные топливные гранулы — 95 %);
- резинотехнические изделия, покрытия из резиновой крошки, плитка (80 %);
- изделия из стекловолокна (20 %);
- техногенные грунты с использованием отходов углеобогащения смесей (10 %);
- изделия из полиэтилентерефталата (ПЭТ) (10 %);
- продукция с использованием фосфогипса: материалы для изоляции отходов, защитного экрана полигонов ТКО (50 %, 70 %); материалы для рекультивации земель (50 %); термосульфат кальция, цементы общестроительные, серная кислота (25 %); сульфат аммония (50 %);
- почвогрунты (60 %) и др.
Поддержка производителей будет оказываться в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328). Документ вступит в силу с 01.03.2024.
Таким образом, изменения законодательства предоставляют предприятиям новые возможности, но при этом несут существенные риски.
Так, сняты вопросы о том, как правильно оформить отходы в качестве побочных продуктов, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов.
Однако риски при признании побочных продуктов отходами несут слишком серьезные финансовые последствия: доначисление платы за НВОС в 52-кратном размере.
К тому же утвержденный перечень веществ и предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам, неминуемо приведет к возникновению споров о квалификации отходов в качестве побочных продуктов и предъявлению контролирующими органами в том числе требований о доначислении платы за НВОС.
Изменения правового регулирования вторичного сырья и вторичных ресурсов носят более позитивный характер, так как предоставляют предприятиям возможность увеличивать вовлечение отходов в хозяйственный оборот, в т. ч. пользуясь мерами господдержки и реализуя цель государственной программы «Охрана окружающей среды» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326).
Кроме того, в случае использования отходов в качестве вторичного сырья не нужно вносить плату за НВОС, поскольку законом предусмотрено внесение платы только при хранении (более 11 мес.) и захоронении отходов.
Также в отношении вторичных ресурсов не установлено ограничение в виде трехлетнего срока их использования/реализации.