Законопроект предусматривает дополнительные квалифицирующие составы уголовно наказуемых деяний: заключение картеля (i) на обязательных торгах; (ii) лицом, выполняющим управленческие функции в организации, и лицом, распоряжающимся более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале; (iii) организованной группой.
При этом вводится повышенная ответственность за совершение преступления, предусмотренного новыми квалифицирующими составами, по сравнению с общей ответственностью за заключение и участие в картеле (ч. 1 ст. 178 УК РФ).
Однако полагаем, что установление дополнительных квалифицирующих составов, согласно которым степень общественной опасности преступления определяется субъектным составом совершивших его лиц, не является обоснованным. На наш взгляд, степень опасности противоправного деяния следует определять исходя из его экономических и иных последствий.
Планируется также увеличить в два раза пороговые значения крупного и особо крупного дохода (ущерба), образующие состав преступления по ст. 178 УК РФ. По нашему мнению, это позволит избежать привлечения должностных лиц хозсубъектов к уголовной ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях, которые не влекут значительного вреда экономике.
Помимо этого, будут скорректированы положения ст. 178 УК РФ в части условий освобождения от уголовной ответственности за заключение картеля, поскольку из действующей редакции этой статьи невозможно сделать однозначный вывод о том, какой ущерб должно возместить лицо: причиненный лично этим лицом, или хозяйствующим субъектом, который оно представляет, или всеми компаниями, заключившими антиконкурентное соглашение. Нет четкого ответа и на вопрос, каким образом надо загладить вред, чтобы получить освобождение от ответственности.
Для ясности вносится уточнение, что лицо должно возместить ущерб и загладить нанесенный им самим вред. Один из способов это сделать — вернуть доход, незаконно полученный в ходе осуществления преступной деятельности.
Ряд изменений также планируется внести в КоАП РФ (проект № 848369-7 https://sozd.duma.gov.ru/bill/848369-7). В частности, ужесточить наказание за воспрепятствование проверке, которая для антимонопольного органа служит основным способом получить доказательства картелей. Таким проверкам хозсубъекты пытаются всячески противостоять. При этом налагаемые штрафы не сдерживают противоправное поведение, поскольку компании выгоднее уплатить их, чем оборотный штраф в случае, если будут найдены соответствующие доказательства. Согласно ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ штраф за воспрепятствование проверке, повлекшее невозможность ее проведения или завершения, составляет:
- для должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
- юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
- для граждан — от 15 тыс. до 30 тыс. руб.;
- должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
- юридических лиц — от 1/1000 до 1/100 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), но не менее 50 тыс. руб.
Напомним, что примечаниями 1, 5 к действующей редакции ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрены условия освобождения или смягчения ответственности. Сами условия останутся неизменными, а примечания будут изложены в такой редакции, при которой:
- освобождению от ответственности подлежит не только лицо, первым выполнившее все указанные в примечании условия, но и лицо, заключившее с антимонопольным органом соглашение о сотрудничестве в целях освобождения от ответственности, если оно исполнит все условия соглашения;
- снижение размера штрафа возможно в отношении не только вторых и третьих лиц, выполнивших условия примечания, но и последующих лиц.