Загрузка...
13.02.2023
5 мин. на чтение

Новые антикартельные инструменты

en
Разработанные ФАС России два законопроекта https://cljournal.ru/news/24546/ об ужесточении уголовной и административной ответственности за заключение картелей и участие в них три года ждали своего часа. В декабре 2022 г. Госдума приняла их в первом чтении. Как изменятся антикартельная статья УК РФ и программа освобождения от ответственности, а также какие штрафы грозят за воспрепятствование антимонопольным проверкам? Рассказывает партнер «Пепеляев Групп» Елена Соколовская.

В первую очередь изменения коснутся ст. 178 УК РФ, где закреплены состав преступления и ответственность за участие в антиконкурентном соглашении (проект № 848246-7 https://sozd.duma.gov.ru/bill/848246-7). Предлагается привести диспозицию нормы в соответствие с определением и признаками картеля, установленными Законом о защите конкуренции, что, на наш взгляд, обоснованно.

Напомним, в ч. 1 ст. 11 Закона не указан признак ограничения конкуренции, в отличие от диспозиции ст. 178 УК РФ. Кроме того, сейчас названная статья кодекса в качестве противоправного признает лишь заключение картеля, но не участие в нем, что также не соответствует пониманию этого вида правонарушения.

Законопроект предусматривает дополнительные квалифицирующие составы уголовно наказуемых деяний: заключение картеля (i) на обязательных торгах; (ii) лицом, выполняющим управленческие функции в организации, и лицом, распоряжающимся более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале; (iii) организованной группой.

При этом вводится повышенная ответственность за совершение преступления, предусмотренного новыми квалифицирующими составами, по сравнению с общей ответственностью за заключение и участие в картеле (ч. 1 ст. 178 УК РФ).

Однако полагаем, что установление дополнительных квалифицирующих составов, согласно которым степень общественной опасности преступления определяется субъектным составом совершивших его лиц, не является обоснованным. На наш взгляд, степень опасности противоправного деяния следует определять исходя из его экономических и иных последствий.

Планируется также увеличить в два раза пороговые значения крупного и особо крупного дохода (ущерба), образующие состав преступления по ст. 178 УК РФ. По нашему мнению, это позволит избежать привлечения должностных лиц хозсубъектов к уголовной ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях, которые не влекут значительного вреда экономике.

Помимо этого, будут скорректированы положения ст. 178 УК РФ в части условий освобождения от уголовной ответственности за заключение картеля, поскольку из действующей редакции этой статьи невозможно сделать однозначный вывод о том, какой ущерб должно возместить лицо: причиненный лично этим лицом, или хозяйствующим субъектом, который оно представляет, или всеми компаниями, заключившими антиконкурентное соглашение. Нет четкого ответа и на вопрос, каким образом надо загладить вред, чтобы получить освобождение от ответственности.

Для ясности вносится уточнение, что лицо должно возместить ущерб и загладить нанесенный им самим вред. Один из способов это сделать — вернуть доход, незаконно полученный в ходе осуществления преступной деятельности.

Ряд изменений также планируется внести в КоАП РФ (проект № 848369-7 https://sozd.duma.gov.ru/bill/848369-7). В частности, ужесточить наказание за воспрепятствование проверке, которая для антимонопольного органа служит основным способом получить доказательства картелей. Таким проверкам хозсубъекты пытаются всячески противостоять. При этом налагаемые штрафы не сдерживают противоправное поведение, поскольку компании выгоднее уплатить их, чем оборотный штраф в случае, если будут найдены соответствующие доказательства. Согласно ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ штраф за воспрепятствование проверке, повлекшее невозможность ее проведения или завершения, составляет:
  • для должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
Предлагается дополнить КоАП РФ специальной ст. 19.4.3 и установить санкцию за воспрепятствование проведению проверок антимонопольного органа на предмет соблюдения требования о запрете заключения антиконкурентного соглашения, если это повлекло невозможность проведения или завершения проверки. Размер штрафа будет зависеть в том числе от суммы выручки правонарушителя:
  • для граждан — от 15 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • юридических лиц — от 1/1000 до 1/100 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), но не менее 50 тыс. руб.
Столь суровая мера привлечения к административной ответственности за воспрепятствование антимонопольным проверкам, как оборотный штраф, предлагается впервые. Это обусловлено необходимостью усовершенствовать действующий механизм административной ответственности, который малоэффективен. Но на практике, вероятно, возникнут вопросы, какие именно действия могут быть квалифицированы в качестве такого воспрепятствования. Кроме того, изменится порядок смягчения (освобождения) административной ответственности за заключение антиконкурентного соглашения (осуществление противоправных согласованных действий).

Напомним, что примечаниями 1, 5 к действующей редакции ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрены условия освобождения или смягчения ответственности. Сами условия останутся неизменными, а примечания будут изложены в такой редакции, при которой:
  • освобождению от ответственности подлежит не только лицо, первым выполнившее все указанные в примечании условия, но и лицо, заключившее с антимонопольным органом соглашение о сотрудничестве в целях освобождения от ответственности, если оно исполнит все условия соглашения;
  • снижение размера штрафа возможно в отношении не только вторых и третьих лиц, выполнивших условия примечания, но и последующих лиц.
Полагаем, это нововведение поможет антимонопольным органам получать от непосредственных участников картелей информацию об антиконкурентных соглашениях (их продолжительности, конкретных проявлениях), включая доказательства.

Итак, в обозримом будущем ужесточатся меры уголовной и административной ответственности за заключение и участие в картелях, а также за противоправные деяния хозсубъектов по противодействию антимонопольным проверкам. Насколько поправки достигнут своих целей, станет понятно, когда они пройдут испытание практикой.



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.08.2023

Нововведения ФЗ о внесении изменений в закон «О защите конкуренции» - пятый антимонопольный пакет

Елена Соколовская, партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», расскажет о нововведениях федерального закона о внесении изменений в закон «О защ...

Смотреть

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)

15.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 8–14 апреля 2024 г.

Госдума приняла закон о доступе Федерального казначейства к ЕИС ГОЗ; рассмотрит законопроект о распространении институ...