Загрузка...
05.08.2022
4 мин. на чтение

Готовится антимонопольный удар по завышенным ценам

en
Введенные экономические санкции и иные ограничительные меры вызвали рост цен на многие продукты и товары из линейки социально значимых. Как следствие, стало больше обращений граждан в ФАС России, в том числе на уровне регионов. Чтобы более эффективно и оперативно выявлять нарушения в сфере ценообразования и пресекать действия недобросовестных хозяйствующих субъектов, разработаны изменения в антимонопольное законодательство. Партнер «Пепеляев Групп» Елена Соколовская в своей статье рассматривает предлагаемый инструмент ценового контроля.

На внутренних рынках рост цен на товары не всегда прямое отражение объективных экономических процессов. В ряде случаев причиной служит недобросовестное поведение участников рынка, которые ведут спекулятивную экономическую политику в отношении потребителей. В связи с этим одна из первостепенных задач регулятора – предотвращать искусственное завышение цен.

Чтобы пресечь такие действия хозяйствующих субъектов, которые приводят к установлению экономически необоснованной цены товара, ФАС России совместно с Минэкономразвития России разработали проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“».

Предлагается ввести в 2022–2024 гг. запрет на предусмотренные антимонопольным законодательством согласованные действия хозсубъектов, приводящие к установлению экономически необоснованной цены товара. Оговаривается, что этот запрет не будет распространяться на тех лиц, чье положение не может быть признано доминирующим в соответствии с ч. 2.1 и 2.2 ст. 5 Закона о защите конкуренции. То есть исключение планируется сделать для компаний, выручка которых за последний год не превышает 800 млн руб.

Оценивать поведение участника рынка на предмет согласованных действий будет антимонопольный орган на основании поручения Правительства РФ, направляемого при наличии заключения Минэкономразвития России. Оно должно содержать выводы о существенном росте цены на товарном рынке (федеральном, региональном или локальном). Отметим, что по Законопроекту существенным считается повышение цены более чем на 30% в течение 60 дней. Экономически необоснованной признается цена товара, не обусловленная значительным изменением уровня спроса или предложения, корректировкой регулируемых тарифов, цен на сырье и комплектующие изделия.

Кроме того, регулятор, если в действиях хозсубъекта установлены признаки нарушения, до возбуждения антимонопольного дела будет иметь возможность выдать ему обязательное для выполнения предупреждение о прекращении таких действий (бездействия), а также о недопущении их совершения в дальнейшем в порядке, определенном Законом о защите конкуренции.

Законопроектом предусмотрено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и хозсубъект не подлежит административной ответственности за это нарушение в связи с его устранением. Если же предупреждение не выполнено, принимается решение о возбуждении дела.
Выдавать предупреждение и возбуждать дело при необоснованном повышении цен территориальный орган ФАС России будет только с согласия центрального аппарата службы.

В целом главная идея авторов инициативы заключается в том, чтобы урегулировать на законодательном уровне механизмы ценового контроля. В свою очередь, это позволит своевременно пресекать недобросовестные действия хозсубъектов.

Вместе с тем некоторые положения Законопроекта вызывают опасения.

В частности, в силу ст. 8 Закона о защите конкуренции согласованные действия хозяйствующих субъектов характеризуются рядом признаков, в том числе заинтересованностью компаний и их осведомленностью о таких действиях. Один из ключевых критериев согласованных действий – наличие публичного заявления об изменении рыночного поведения.

Между тем в соответствии с Законопроектом доказывать наличие этих признаков при выявлении согласованных действий необязательно, достаточно лишь установить факт завышения цены и ее «необоснованность». Таким образом, из диспозиции этого состава нарушения исключается один из главных элементов – публичное заявление.

С одной стороны, такой подход может способствовать тому, что у ФАС России появится возможность молниеносно вмешиваться в случае необоснованного завышения цен, в том числе применять меры оперативного реагирования путем выдачи предупреждений.

С другой стороны, полагаем, применение такого порядка может привести к снижению стандарта доказывания по данному составу нарушения антимонопольного законодательства.

В настоящее время Законопроект проходит стадию публичных обсуждений и его окончательная версия еще не утверждена. Если предлагаемые поправки все же будут приняты в их первоначальном варианте, только правоприменительная практика покажет, оправдаются наши опасения или нет.

Источник: «Конкуренция и право»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.08.2023

Нововведения ФЗ о внесении изменений в закон «О защите конкуренции» - пятый антимонопольный пакет

Елена Соколовская, партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», расскажет о нововведениях федерального закона о внесении изменений в закон «О защ...

Смотреть

16.09.2024

Ozon выполнил команду ФАС

Ozon исполнил предупреждение ФАС. Маркетплейс отчитался об изменениях, внесенных в договор с продавцами. Теперь в нем отражен...

16.09.2024

Конкуренция и право. Обзор за 9–15 сентября 2024 г.

Минфин предлагает продлить на 2025 г. спецрежим госзакупок в новых субъектах РФ; Минпромторг утвердил изменения в перечень...

09.09.2024

Q&A. Ответственность за Интернет-рекламу

Блогер, сетевое издание или владелец иной Интернет-площадки разместил информацию, которая, по его мнению, не является рекламой....

09.09.2024

Конкуренция и право. Обзор за 2–8 сентября 2024 г.

В Госдуму внесен законопроект об усилении контроля за экономконцентрацией в финансовом секторе; Григорий Радионов назначен...