Загрузка...
12.12.2022
3 мин. на чтение

ГОСТ по антимонопольному комплаенсу

en
Пакет документов, которые помогают бизнесу разработать эффективную комплаенс-систему и понять процесс ее внедрения, пополнился национальным стандартом. Он начнет действовать с 2023 г. и направлен на формирование единых правил и процедур при внедрении компаниями инструментов предупреждения антимонопольных рисков. Что предлагает стандарт и какие вопросы возникают в связи с его принятием? Рассказывает партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская.

Динамичное развитие рыночной экономики несет риски для конкуренции. И все актуальнее становится необходимость разработать действенные превентивные механизмы, направленные на профилактику нарушений законодательства.

С 2014 г. в России активно обсуждали внедрение института антимонопольного комплаенса. Весной 2020 г. были приняты поправки, дополнившие Закон о защите конкуренции новой ст. 9.1. Эта статья регламентирует требования, которых должна придерживаться компания при организации системы, обеспечивающей соответствие антимонопольному законодательству.

Следующий шаг был сделан в июле 2021 г., когда ФАС России выпустила разъяснения о порядке внедрения комплаенс-систем. Служба указала на право хозсубъектов направить в ведомство внутренний акт о комплаенсе или проект такого акта, чтобы можно было установить его соответствие закону.

Параллельно по инициативе Ассоциации комплаенс-менеджеров шла подготовка национального стандарта по механизмам предупреждения рисков. 25 октября 2022 г. ГОСТ Р 70433-2022 «Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (система антимонопольного комплаенса) в организации» (далее – Стандарт) был утвержден Приказом Росстандарта № 1181-ст с датой введения в действие с 1 января 2023 г.

Для информации
Ассоциация комплаенс-менеджеров основана в 2018 г. Ее цели – обобщение передового опыта построения и совершенствования систем предупреждения рисков, внедрение комплексной профилактики антимонопольных нарушений.

Стандарт носит рекомендательный характер, имеет целью формирование единых правил и процедур антимонопольного комплаенса и направлен на стимулирование хозяйствующих субъектов к тому, чтобы они разрабатывали и внедряли в свою деятельность системы предупреждения рисков.

При разработке этого документа учитывались как нормы Закона о защите конкуренции, так и отдельные положения и выводы из ежегодных годовых отчетов, разъяснений ФАС России, научных публикаций ведущих российских и зарубежных специалистов (в том числе работников антимонопольного органа).

Положения Стандарта рекомендованы для применения любыми хозсубъектами, подпадающими под антимонопольное регулирование и контроль, независимо от их правового статуса, организационной структуры, вида и отраслевой специфики.

В нем закреплены общие подходы и требования, правила и процедуры разработки и принятия внутренних документов компании о механизме предупреждения рисков.

Условно Стандарт можно разделить на общую и особенную части.

В общей обозначены цели, задачи и принципы, основные субъекты и объекты комплаенса, приоритетные области регулирования, основные виды противоправного поведения и типичные нарушения, выявляемые регулятором.

В особенной указаны антимонопольные риски и описана система управления ими, установлены полномочия основных субъектов комплаенс-системы и специфика организации их взаимодействия в интересах предупреждения антимонопольных нарушений на раннем этапе, предотвращения репутационного вреда и минимизации отрицательных последствий, повышения эффективности и улучшения деятельности контролируемых лиц в долгосрочной перспективе и обеспечения их конкурентоспособности.

Согласно Стандарту хозсубъекты вправе направить проект акта о комплаенсе как в антимонопольный орган, так и независимому эксперту или экспертной организации, чтобы те подготовили заключение, соответствует ли документ требованиям закона.

Пока неясно, какие эксперты или экспертные организации будут выдавать подобные заключения. Открытым остается и вопрос о правовом значении такого заключения в случае, если в дальнейшем внутренний акт о комплаенсе будет направлен в ФАС России.

Будем следить за развитием практики.

Источник: «Конкуренция и право»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.08.2023

Нововведения ФЗ о внесении изменений в закон «О защите конкуренции» - пятый антимонопольный пакет

Елена Соколовская, партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», расскажет о нововведениях федерального закона о внесении изменений в закон «О защ...

Смотреть

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)

15.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 8–14 апреля 2024 г.

Госдума приняла закон о доступе Федерального казначейства к ЕИС ГОЗ; рассмотрит законопроект о распространении институ...