Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

Запреты для ретейлеров: поправки в Закон о торговле

25.07.2016
3 мин.
на чтение
15 июля 2016 г. вступили в силу изменения* в Закон о торговле**,значительно ужесточающие регулирование взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров.

Поправки, в частности, ограничивают максимальный размер всех выплат поставщиками в пользу торговых сетей на уровне 5% от цены приобретения поставленных продовольственных товаров. В эти 5% включаются плата в связи с приобретением торговой сетью определенного количества продукции, плата за оказание услуг по ее продвижению, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке товаров, иных подобных услуг.

Отметим, что включение в этот перечень услуг по логистике может привести к проблемам с поставками в удаленные регионы страны. Поставщикам теперь придется самостоятельно осуществлять доставку в торговые сети, что для малых и средних предприятий может оказаться дороже, чем те же услуги, оказываемые торговыми сетями.

Кроме того, сокращены максимально допустимые сроки оплаты продовольственных товаров торговыми сетями до 8–40 дней вместо действующих 10–45 дней в зависимости от срока годности продукции. При этом сроки исчисляются со дня фактического получения продукции торговой сетью, а не со дня исполнения поставщиком обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам, как это было раньше. Такое изменение направлено на ограничение злоупотреблений торговых сетей, которые не оплачивали поставляемые им товары под предлогом непредставления поставщиком необходимых документов.

Важно, что перечисленные ограничения, а также запреты и требования, установленные статьями 9, 13–15 Закона о торговле теперь распространяются не только на торговую сеть, но и на всех, кто составляет с ней одну группу лиц по смыслу Закона о защите конкуренции***.

Предусматривается также запрет для торговых сетей и поставщиков заключать между собой договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на него (в том числе договоры комиссии, поручения, агентский договор или смешанный, содержащий элементы одного из указанных договоров). Исключение составляют договоры внутри одной группы лиц и между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, которые работают под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Эксперты отмечают, что на практике торговые сети под видом агентских договоров, договоров комиссии, поручения скрывали де-факто договоры поставки. Это позволяло им обойти ограничение сроков оплаты товаров, распространяемое только на договоры поставки.

Устанавливается и прямой запрет для поставщиков и торговых сетей взимать плату за право поставки в торговые объекты, за изменение ассортимента, возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продукции не по вине поставщика, возмещение затрат, не связанных с исполнением договора поставки и последующей продажей товаров. До вступления в силу поправок в отношении таких плат действовал только запрет на их навязывание, но они допускались в случае согласия обеих сторон.

Сторонники ужесточения регулирования полагают, что рассматриваемые изменения направлены в первую очередь на защиту интересов поставщиков и являются следствием большого числа злоупотреблений торговых сетей. Так, злоупотребления выражались в форме фиктивных маркетинговых акций, затягивания сроков оплаты поставок, в результате чего поставщики – в особенности малые и средние предприятия – оказывались в затруднительном положении. Однако такое регулирование может снизить инвестиционную привлекательность торговых сетей, увеличить их издержки, сократить маржу, что сопряжено с большим риском роста конечных цен для потребителей. В то же время, по мнению сторонников поправок, ретейлеры по мере ужесточения законодательства находят все более изощренные методы, позволяющие его обойти. Таким образом, пока не сложится устойчивая правоприменительная практика, будет неочевидно, оказывают ли внесенные изменения положительное воздействие.


----
* Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
** Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
*** Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Возврат к списку

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

18.10.2021
Конституционный Суд РФ принял жалобу, подготовленную специалистами «Пепеляев Гру...
01.10.2021
Константин Шарловский принял участие в Партнеринге «Лекарства России – к междисц...
17.09.2021
Юристы «Пепеляев Групп» успешно защитили интересы пациентки в суде по делу, связ...
26.08.2021
Александр Кузнецов – автор монографии «Реорганизация хозяйственных обществ: граж...
19.08.2021
«Пепеляев Групп» усиливает судебную практику в сфере корпоративных споров
28.07.2021
«Пепеляев Групп» усиливает свои позиции в области энергетики
28.07.2021
Рекомендации от ФПА РФ: как обезопасить себя от действий мошенников, прикрывающи...
18.06.2021
Прецедентный проект «Пепеляев Групп»: Верховный Суд впервые рассмотрел дело о во...

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters