19 марта 2020 г. Еврокомиссия утвердила программу «Временные рамки государственной помощи предприятиям», которая призвана поддержать ликвидность бизнеса в условиях экономического кризиса, вызванного вспышкой COVID-19 (Temporary Framework to support the economy in the context of the coronavirus outbreak, OJ C 91I, 20.03.2020). Антикризисные меры направлены на значительное увеличение объемов финансирования или снижение финансового обременения. Для этого предлагается широкий набор специальных инструментов, которые государства-члены могут использовать во взаимодействии с Евросоюзом.
Изначально программа предусматривала следующие дополнительные меры господдержки:
- прямые гранты, налоговые льготы и возврат авансовых платежей;
- государственные гарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам компаний;
- иные гарантии и займы, а также краткосрочное страхование экспортных кредитов.
Возможность участия в программе ограничена. Комиссия учитывает, является ли государственная помощь необходимой, надлежащей и соразмерной для устранения вызванных пандемией отрицательных экономических последствий. Кроме того, для получения поддержки бизнес должен быть эффективным, а главное – жизнеспособным. На нее не могут претендовать предприятия, которые уже испытывали финансовые трудности на 31 декабря 2019 г., то есть до кризиса.
Схемы госпомощи для разных стран-инициаторов утверждаются на основании ст. 107 (2) (b) Договора о функционировании Европейского союза. В этой статье установлены границы правомерности предоставления господдержки и порядок контроля за исполнением правил.
«Временные рамки государственной помощи» позволили государствам – членам ЕС, поддерживающим экономику во время кризиса COVID-19, проявлять гибкость в соблюдении антимонопольных правил. Тем не менее предложенные меры не должны нарушать или создавать угрозу нарушения конкуренции путем предоставления преимуществ получателям госпомощи. Сильный перекос в сторону субсидирования конкретных отраслей в ущерб другим может привести к неблагоприятному климату на конкурентных рынках. Несмотря на исключительный характер обстоятельств, связанных с пандемией, остается риск, что какие-то представители бизнеса злоупотребят мерами господдержки.
На сегодня Еврокомиссия приняла более 120 решений, рассмотрев предложения различных схем госпомощи. Например, Италия разработала специальную программу по увеличению производства и поставки медицинских изделий и средств индивидуальной защиты. В Португалии для малых и средних предприятий в туриндустрии, ресторанном бизнесе, добывающей и обрабатывающей промышленности схемы господдержки должны ограничить риски, связанные с выдачей операционных кредитов пострадавшим компаниям. Одобрены планы Германии по всесторонней поддержке бизнеса: от создания кредитных программ, покрывающих до 90% риска по кредитам для компаний всех размеров до увеличения инвестиций в производственные мощности и расширение инфраструктуры вокруг разработки лекарственных препаратов.
Позже разработанная Еврокомиссией программа была дополнена поправками в том, что касалось помощи в ускорении связанных с COVID-19 исследований, дополнительной поддержки микро- и малых предприятий, предоставления рекапитализации и субординированного долга нуждающимся компаниям, а также иных мер, направленных на сохранение непрерывности экономической деятельности как во время, так и после нынешнего кризиса. Изменения рассчитаны уже на более долгосрочный период и главным образом нацелены на то, чтобы расширить периметр для борьбы с последствиями экономической стагнации.
В РФ разработан собственный пакет антикризисных мер. Финансовая помощь компаниям не только положительно повлияет на их конкурентоспособность, но и в целом обеспечит устойчивое развитие конкуренции, нивелируя экономические последствия пандемии.
ЕАЭС предложил меры, которые должны облегчить ведение внешнеторговой деятельности, поддержать макроэкономическую стабильность и создать условия для дальнейшего экономического роста. Но поддержка предусмотрена в гораздо меньшем объеме, чем в ЕС.
После мирового финансового кризиса 2008 г. впервые проводится настолько широкомасштабная политика вмешательства в экономику в форме госпомощи. И стоит отметить, что эффективными инструментами в этом отношении стали хорошо продуманное поддержание ликвидности бизнеса в совокупности с программами субсидирования занятости.