Загрузка...
08.12.2020
3 мин. на чтение

Антивирусная госпомощь

В условиях сложной эпидемиологической ситуации правительства стараются смягчить последствия кризиса. Для этого они разрабатывают горизонтальные схемы государственной поддержки бизнес-сектора, серьезно пострадавшего из-за резкого падения экономической активности, снижения потребительского спроса и уровня доходов. В первую очередь это касается таких сфер, как туризм, авиаперевозки, гостиничный бизнес, общественное питание, розничная торговля, бытовые услуги, спорт, культура и развлечения. Разные страны и наднациональные союзы ищут баланс между тем, чтобы, с одной стороны, помочь компаниям, а с другой – не только сохранить конкуренцию, но и обеспечить ее дальнейшее развитие.

19 марта 2020 г. Еврокомиссия утвердила программу «Временные рамки государственной помощи предприятиям», которая призвана поддержать ликвидность бизнеса в условиях экономического кризиса, вызванного вспышкой COVID-19 (Temporary Framework to support the economy in the context of the coronavirus outbreak, OJ C 91I, 20.03.2020). Антикризисные меры направлены на значительное увеличение объемов финансирования или снижение финансового обременения. Для этого предлагается широкий набор специальных инструментов, которые государства-члены могут использовать во взаимодействии с Евросоюзом.

Изначально программа предусматривала следующие дополнительные меры господдержки:
  • прямые гранты, налоговые льготы и возврат авансовых платежей;
  • государственные гарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам компаний;
  • иные гарантии и займы, а также краткосрочное страхование экспортных кредитов.
При этом члены ЕС должны уведомлять Еврокомиссию о своем намерении поддержать тот или иной сектор бизнеса, чтобы позднее можно было оценить предлагаемые меры на предмет их соответствия определенным критериям.

Возможность участия в программе ограничена. Комиссия учитывает, является ли государственная помощь необходимой, надлежащей и соразмерной для устранения вызванных пандемией отрицательных экономических последствий. Кроме того, для получения поддержки бизнес должен быть эффективным, а главное – жизнеспособным. На нее не могут претендовать предприятия, которые уже испытывали финансовые трудности на 31 декабря 2019 г., то есть до кризиса.

Схемы госпомощи для разных стран-инициаторов утверждаются на основании ст. 107 (2) (b) Договора о функционировании Европейского союза. В этой статье установлены границы правомерности предоставления господдержки и порядок контроля за исполнением правил.

«Временные рамки государственной помощи» позволили государствам – членам ЕС, поддерживающим экономику во время кризиса COVID-19, проявлять гибкость в соблюдении антимонопольных правил. Тем не менее предложенные меры не должны нарушать или создавать угрозу нарушения конкуренции путем предоставления преимуществ получателям госпомощи. Сильный перекос в сторону субсидирования конкретных отраслей в ущерб другим может привести к неблагоприятному климату на конкурентных рынках. Несмотря на исключительный характер обстоятельств, связанных с пандемией, остается риск, что какие-то представители бизнеса злоупотребят мерами господдержки.

На сегодня Еврокомиссия приняла более 120 решений, рассмотрев предложения различных схем госпомощи. Например, Италия разработала специальную программу по увеличению производства и поставки медицинских изделий и средств индивидуальной защиты. В Португалии для малых и средних предприятий в туриндустрии, ресторанном бизнесе, добывающей и обрабатывающей промышленности схемы господдержки должны ограничить риски, связанные с выдачей операционных кредитов пострадавшим компаниям. Одобрены планы Германии по всесторонней поддержке бизнеса: от создания кредитных программ, покрывающих до 90% риска по кредитам для компаний всех размеров до увеличения инвестиций в производственные мощности и расширение инфраструктуры вокруг разработки лекарственных препаратов.

Позже разработанная Еврокомиссией программа была дополнена поправками в том, что касалось помощи в ускорении связанных с COVID-19 исследований, дополнительной поддержки микро- и малых предприятий, предоставления рекапитализации и субординированного долга нуждающимся компаниям, а также иных мер, направленных на сохранение непрерывности экономической деятельности как во время, так и после нынешнего кризиса. Изменения рассчитаны уже на более долгосрочный период и главным образом нацелены на то, чтобы расширить периметр для борьбы с последствиями экономической стагнации.

Россия и ЕАЭС тоже не остались в стороне от поддержки бизнеса.

В РФ разработан собственный пакет антикризисных мер. Финансовая помощь компаниям не только положительно повлияет на их конкурентоспособность, но и в целом обеспечит устойчивое развитие конкуренции, нивелируя экономические последствия пандемии.

ЕАЭС предложил меры, которые должны облегчить ведение внешнеторговой деятельности, поддержать макроэкономическую стабильность и создать условия для дальнейшего экономического роста. Но поддержка предусмотрена в гораздо меньшем объеме, чем в ЕС.

После мирового финансового кризиса 2008 г. впервые проводится настолько широкомасштабная политика вмешательства в экономику в форме госпомощи. И стоит отметить, что эффективными инструментами в этом отношении стали хорошо продуманное поддержание ликвидности бизнеса в совокупности с программами субсидирования занятости.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

17.01.2025

Налоговед. Система управления налоговыми рисками: быть или не быть? Сергей Пепеляев, Татьяна Ивутина

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Система управления налоговыми рисками: быть или не быть?» Татьяной Ивутиной.

Смотреть

25.03.2025

О специфике критериев для оценки заявок в закупках юридических услуг

Перечень критериев, а также порядок оценки заявок при проведении закупок по Закону № 223-ФЗ не закреплены законодательно....

24.03.2025

Конкуренция и право. Обзор за 17–23 марта 2025 г.

Первое чтение прошли поправки по борьбе с киберпреступностью и законопроект об унификации торгов; как будут регулировать...

19.03.2025

«Самокат» и «Яндекс Лавку» проверят на наценки

Около 40 торговых сетей на прошлой неделе получили письма от ФАС. Это привычные всем ретейлеры с магазинами у дома и гипермаркетами,...

17.03.2025

Конкуренция и право. Обзор за 10–16 марта 2025 г.

Роскомнадзор будет контролировать сборы за интернет-рекламу; ФАС рекомендовала заключать соглашения о стабилизации цен...