Загрузка...
11.10.2021
4 мин. на чтение

Гайдлайн по комплаенсу

en

ФАС России выпустила разъяснение о порядке внедрения комплаенс-систем. Это поможет бизнесу выстроить эффективный механизм предупреждения антимонопольных рисков, в том числе правильно оформить внутренние акты. Но открытым остался принципиальный вопрос: станет или нет регулятор принимать меры реагирования только на основании того, что в документах компании о комплаенсе есть положения, противоречащие законодательству.

В марте 2020 г. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон) был дополнен статьей 9.11. Она регламентирует порядок внедрения хозяйствующими субъектами системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, то есть комплаенса.

Чтобы антимонопольное законодательство единообразно применялось при проверке регулятором комплаенс-систем хозсубъектов, ФАС России опубликовала Разъяснение от 02.07.2021 № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (далее – Разъяснение). Этот документ рекомендательного характера должен также оказать бизнесу содействие в организации эффективного механизма предупреждения рисков.

Как отмечается в Разъяснении, организация комплаенс-системы – право, а не обязанность хозяйствующих субъектов. При этом в Законе о защите конкуренции установлены лишь общие критерии, которым должны удовлетворять внутренние акты компании о внедрении такой системы. Компании могут с учетом специфики деятельности устанавливать в своих документах и иные положения, не предусмотренные ст. 9.1 Закона. Главное, чтобы они не противоречили нормам антимонопольного законодательства.

ФАС России рассматривает эти внутренние акты и дает положительное либо отрицательное заключение об их соответствии. Проверяется, насколько документы компании отвечают требованиям как ст. 9.1 Закона о защите конкуренции, так и антимонопольного законодательства в целом. Предусматривается также процедура направления внутреннего акта на повторную проверку, если он не прошел первичную. Повторно контролирующий орган уполномочен проверять изменения исключительно в части, послужившей ранее основанием для отрицательного заключения.

Если в действовавшем на момент направления на проверку внутреннем акте выявлены положения, противоречащие конкурентному законодательству, это не основание для принятия мер реагирования. Таким основанием может послужить лишь установленный факт наличия в действиях хозсубъекта признаков антимонопольного нарушения в результате соблюдения им таких положений акта.

Остаются открытыми вопросы, как рекомендации ФАС России будут реализованы на практике и действительно ли наличие во внутреннем документе противоречащих закону положений не станет расцениваться в качестве основания для принятия антимонопольных мер.

Особого внимания заслуживают и рекомендации по отдельным полномочиям ведомства. Так, ФАС России не может выдавать предписания, обязывающие бизнес внедрять систему антимонопольного комплаенса. Вместе с тем в рамках государственного контроля за экономической концентрацией до того, как служба примет решение, хозсубъект может по собственной инициативе принять на себя обязательства по внедрению этой системы. В данном случае исполнение таких обязательств может быть частью предписания регулятора.

Кроме того, отмечается, что организация системы комплаенса не является самостоятельным объектом госконтроля и проверок ФАС России. При этом в рамках рассмотрения дела хозсубъект может добровольно представить документы и информацию о создании и введении механизма предупреждения рисков. Сведения в этих документах сами по себе не могут быть основанием для вывода о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Между тем, исходя из сложившейся практики ведомства по рассмотрению антимонопольных дел, в настоящий момент невозможно точно определить, как будут реализованы рекомендации. В частности, станет ли в дальнейшем ФАС России обязывать представлять указанные документы и сведения и будут ли они служить основанием для вывода о наличии или отсутствии признаков противоправного поведения.

В Разъяснении также указано, что при рассмотрении вопроса о нарушении антимонопольного законодательства могут учитываться меры, направленные на организацию системы предупреждения рисков. В связи с этим отмечено, что выдача положительного заключения исключает возможность признания хозсубъекта нарушителем, если он действовал по согласованным правилам комплаенса. При этом отсутствие у него внутреннего акта и положительного заключения службы не исключает его права в ходе рассмотрения дела представлять доказательства, что он принял все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.

В целом публикация Разъяснения, несомненно, важное и значимое событие. Оно дает возможность понять позицию антимонопольного органа по вопросам осуществления его отдельных полномочий в контексте организации хозяйствующими субъектами комплаенса. Но как будут реализованы те или иные положения этого документа, покажет лишь реальная практика.

 

1 Введена Федеральным законом от 01.03.2020 № 33-ФЗ.

 

Источник: «Конкуренция и право»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q