Загрузка...
07.05.2020
5 мин. на чтение

Деятельность интернет-агрегаторов будет регулировать правительство РФ

en
Вниманию руководителей, сотрудников юридических департаментов и подразделений по развитию электронной коммерции IT-компаний.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о вступлении в силу изменений в Закон «О защите прав потребителей» [1], предусматривающих наделение Правительства РФ полномочиями по изданию нормативных актов, регулирующих деятельность интернет-агрегаторов.

5 мая 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» [2] («Закон»). Согласно новым поправкам Правительству РФ предоставляются полномочия по изданию правил, обязательных для применения владельцами интернет-агрегаторов при заключении публичных договоров с потребителями и их исполнении. В первую очередь поправки затронут деятельность онлайн-агрегаторов в сфере дистанционной купли-продажи товаров.

comment.jpgНапомним, что в законодательстве под агрегатором [3]  понимается программа для электронных вычислительных машин и (или) сайт, и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством которых потребителю предоставляется возможность в отношении определенного товара (услуги) одновременно:
(1) ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг),
(2) заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также
(3) произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора.

Владельцами интернет-агрегатора являются организации или индивидуальные предприниматели, которым принадлежат указанные выше программное обеспечение и (или) сайт (страницы сайта) в сети «Интернет».

Что изменится для владельцев агрегаторов

До принятия Закона Правительство РФ не имело каких-либо полномочий по регулированию деятельности владельцев интернет-агрегаторов. В том числе у государства отсутствовали какие-либо инструменты оперативного реагирования на те или иные вопросы, возникающие в отношениях потребителей, продавцов и агрегаторов. Это было связано с тем, что в перечне субъектов, предусмотренном частью 2 статьи 1 Закона «О защите прав потребителей» [5], в отношении которых Правительство РФ было вправе издавать обязательные правила, не были упомянуты владельцы агрегаторов. 

В частности, до принятия поправок Правительство РФ не могло регулировать деятельность владельцев интернет-агрегаторов при заключении потребителями сделок купли-продажи товаров через «Интернет». Правила, регулирующие отношения дистанционной купли-продажи товаров, утверждаются Правительством РФ, но включить в них нормы, регламентирующие деятельность владельцев агрегаторов было невозможно в связи с отсутствием у Правительства РФ соответствующих полномочий в отношении указанных лиц. 

В связи с этим при совершении сделок дистанционной купли-продажи товаров через интернет-агрегаторов в отношении потребителей отсутствуют понятные правила, позволяющие лучше защитить их интересы. С другой стороны, отсутствие четкого механизма регулирования деятельности владельцев агрегаторов сдерживает развитие этого важного инструмента онлайн-торговли. При этом общее регулирование, установленное Законом «О защите прав потребителей» в силу рамочного характера не может обеспечить исчерпывающего объема регулирования по отдельным аспектам отношений между продавцами, потребителями и владельцами агрегаторов.

После внесения поправок данная проблема может быть устранена, и Правительство РФ получит возможность конкретизировать общие положения законодательства, касающиеся владельцев интернет-агрегаторов при совершении потребителями сделок дистанционной купли-продажи товаров, а также оперативно реагировать на возможные проблемы.


comment.jpgОбращаем Ваше внимание, что основной целью принятия Закона было дополнение полномочий Правительства РФ в части регулирования деятельности владельцев агрегаторов при заключении между продавцом и потребителем договоров розничной купли-продажи товаров дистанционным способом. При этом не исключено, что принятые поправки в будущем затронут и другие сферы онлайн-бизнеса (например, сферу услуг). В настоящее время Правительством РФ приняты специальные правила дистанционной торговли только в отношении товаров, и аналогичные правила отсутствуют в отношении оказания услуг и (или) распространения цифрового контента через сеть «Интернет». Но, несмотря на это, новые поправки создали возможность для применения к владельцам интернет-агрегаторов любых правил, которые могут быть впоследствии приняты Правительством РФ в отношении заключения любых потребительских договоров дистанционным способом (например, в отношении онлайн-сервисов).

В частности, Правительством РФ могут быть изданы отдельные правила, регламентирующие деятельность интернет-агрегаторов такси после того, как будет принят находящийся на рассмотрении Государственной Думы РФ законопроект, предусматривающий, среди прочего, регулирование аспектов интернет-агрегаторов такси. 


Кого не затронут принятые изменения

Новые поправки касаются, в первую очередь, владельцев маркетплейсов и интернет-площадок, которые с точки зрения законодательства о защите прав потребителя подпадают под понятие агрегатора информации о товарах (услугах). В частности, как было указано выше, такие сервисы должны предоставлять потребителю возможность одновременно ознакомиться с публичной офертой продавца о приобретении товара или услуги, сделать акцепт оферты (то есть заключить договор) и осуществить предоплату товара. 

Если же какая-либо из указанных опций в рамках онлайн-сервиса отсутствует, и потребитель явным образом об этом осведомлен (например, на сайте отсутствует обозначение «корзины покупок», функционал сайта не позволяет произвести оплату и лишь предоставляет пользователю контактные данные продавца соответствующего товара), то есть, если владелец интернет-ресурса предоставляет потребителям только информационные услуги, такие сервисы не являются агрегаторами, и новые правила на их владельцев распространяться не будут. 

Какие правила Правительства РФ не будут изменены

Основные правила, регулирующие деятельность владельцев онлайн-агрегаторов, установленные Законом «О защите прав потребителей», не будут изменяться в рамках нормотворчества Правительства РФ в связи с новыми поправками. В частности, это касается правил, устанавливающих информационные обязанности владельцев агрегаторов, а также ответственность владельцев агрегаторов за предоставление недостоверной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе). Иными словами, актами Правительства РФ не может быть введена дополнительная ответственность владельцев агрегаторов или установлены иные правила, которые будут противоречить действующему регулированию или ухудшать положение потребителей. 

Тем не менее, станет возможным дополнительное регулирование Правительством других аспектов деятельности владельцев агрегаторов, в отношении которых на сегодняшний день существуют пробелы в законодательстве. Таким образом, Правительство сможет как принимать новые правила, направленные на владельцев агрегаторов, так и распространять на владельцев агрегаторов действие уже имеющихся обязательных требований, утвержденных Правительством, регулирующих отношения в сфере розничной купли-продажи товаров и оказания услуг.

О чем подумать, что сделать

IT-компаниям, которые являются владельцами онлайн-агрегаторов, рекомендуется осуществлять мониторинг нормотворческой деятельности Правительства РФ в сфере интернет-торговли. В случае принятия Правительством РФ обязательных правил в отношении владельцев интернет-агрегаторов, компаниям рекомендуется привести свою деятельность в соответствие с такими правилами в сроки, которые будут ими установлены. 

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» имеют широкий опыт консультирования по различным вопросам в сфере электронной коммерции, в том числе с участием интернет-агрегаторов и онлайн-маркетплейсов. Мы готовы оказать правовую поддержку по любым вопросам, касающимся деятельности владельцев интернет-агрегаторов, в том числе в связи с ожидаемым принятием Правительством РФ новых правил, регламентирующих деятельность владельцев агрегаторов. 
__________________________________
[1] Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»
[2] Федеральный закон от 24.04.2020 N 144-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»
[3] Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» используется понятие «агрегаторы информации о товарах (услугах)»
[4] В сложившейся практике нормативного регулирования правоотношений вопросы, требующие оперативного разрешения или вмешательства со стороны государства, нередко регулируются на уровне подзаконных актов, в первую очередь, нормативных актов Правительства РФ
[5] Закон РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в редакции от 18 июля 2019 года


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение: неоднозначные вопросы. Наталья Коваленко.

Из ролика вы узнаете о мотивированном мнении и о тех неоднозначных вопросах, которые возникают в связи с использованием данного инструмента. Вы узнаете ответы на следую...

Смотреть

25.04.2024

Дело тонкое

Российская экономика и бизнес переориентировались на Восток. Какие перспективы открывает сотрудничество? Какие задачи предстоит...

16.04.2024

Гендиректор может оспорить свое отстранение на собрании голосами мажоритария, если последний - из "недружественной" страны

Миноритарный совладелец российского предприятия, одновременно являвшийся его генеральным директором, может успешно оспорить...

01.04.2024

Практические проблемы при регистрации адреса компании

Юрист Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев Групп» Роман Соколов в своей статье для журнала «Акционерное общество» рассказывает...

26.03.2024

В РСПП рассказали о переговорах по поправкам в закон о приватизации

В проекте концепции по защите добросовестного бизнеса от деприватизации, подготовленном Российским союзом промышленников...