Обращаем внимание на наиболее важные положения указанных законов.
1. Вместо аттестации рабочих мест по условиям труда вводится специальная оценка условий труда (далее – «спецоценка»), которая по большинству параметров будет совпадать с процедурой аттестации рабочих мест. Наиболее важные отличия:
• Предусмотрена возможность декларации безопасности условий труда: если эксперт аттестующей организации придет к выводу об отсутствии на рабочем месте вредных или опасных производственных факторов, измерения и исследования могут не производиться, а безопасность условий труда на рабочем месте подтверждается декларацией работодателя. В отношении некоторых рабочих мест декларирование безопасности условий труда не допускается (например, если по итогам предыдущей аттестации условия труда на рабочем месте были отнесены к вредным).
• Вредные и опасные факторы, подлежащие исследованию в ходе спецоценки, перечислены в Законе о спецоценке (в настоящее время перечень этих факторов определяется подзаконными актами). Исключено требование об оценке таких показателей напряженности трудового процесса как интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, что нередко приводило к неоправданному признанию вредными условий труда некоторых работников.
• Исключено требование о спецоценке в отношении надомников и дополнительно подтверждено отсутствие обязанности проводить спецоценку в отношении дистанционных работников.
• Установлено, что обязанность работодателя проводить внеплановую спецоценку по предложению представительного органа работников возникает только в том случае, если такое предложение является мотивированным. Исключено право отдельных работников требовать проведения внеплановой спецоценки.
• Работнику предоставлено право присутствовать при проведении спецоценки на его рабочем месте.
• Установлены сроки ознакомления работников с результатами спецоценки – не позднее 30 дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки.
• Установлена обязанность работодателя размещать на своем официальном сайте сводные данные о результатах спецоценки в части установления классов условий труда и мероприятий по улучшению условий труда – также не позднее 30 дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки.
Результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.2014 г., действуют до истечения пяти лет после ее завершения, но не более чем до 31.12.2018 г.
2. Объем компенсаций за работу во вредных условиях будет зависеть от класса и подкласса условий труда (в настоящее время всем работникам, условия труда которых отнесены к вредным по итогам аттестации рабочих мест, независимо от класса и подкласса вредных или опасных условий труда, должны предоставляться все три вида компенсаций). В соответствии с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ, компенсации предоставляются следующим образом:
|
Классы /подклассы условий труда | ||||
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
4 | |
Сокращенная рабочая неделя (не более 36 часов) |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 дней) |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Доплата не менее 4% от оклада |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Кроме того, предусмотрено, что на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, 36-часовая рабочая неделя может быть увеличена до 40 часов с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации. На аналогичных условиях допускается замена дополнительного отпуска свыше 7 дней отдельно устанавливаемой денежной компенсацией.
Следует отметить, что в Закон о внесении изменений (ч. 3 ст. 15) включена норма, которая на практике может рассматриваться как препятствующая отмене компенсаций за работу во вредных условиях, если такие компенсации фактически предоставляются работникам в настоящее время.
3. Результаты спецоценки будут использоваться также для определения размера дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии:
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса |
|
|
|
Опасный |
4 |
8,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов
|
Вредный |
3.4 |
7,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов
|
3.3 |
6,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов
| |
3.2 |
4,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов
| |
3.1 |
2,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов
| |
Допустимый |
2 |
0,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов
|
Оптимальный |
1 |
0,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов
|
4. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест или по результатам спецоценки (изменения в ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов»).
5. Учетный период для целей суммированного учета рабочего времени в отношении работников, трудящихся во вредных или опасных условиях труда, ограничен тремя месяцами (изменения в ст. 104 Трудового кодекса РФ).
6. Предусмотрена возможность признания трудовыми отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, предписанием государственного инспектора труда, если такое предписание не было обжаловано в суд (новая ст. 191 Трудового кодекса РФ).
7. Внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части нарушений трудового законодательства. В частности, административное приостановление деятельности организаций предусмотрено теперь только для случаев повторного нарушения требований охраны труда. Увеличены штрафы за нарушения требований охраны труда, ненадлежащее оформление трудового договора или уклонение от его оформления, неисполнение предписаний государственных инспекторов труда и иные нарушения трудового законодательства.
Законы, за исключением отдельных положений, вступают в силу 01.01.2014 г. Изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях вступают в силу с 01.01.2015 г.
В связи с принятием Закона о спецоценке и Закона о внесении изменений предполагается отмена некоторых действующих нормативных правовых актов по вопросам аттестации рабочих мест (включая Постановление Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 г.), а также принятие более 10 новых актов Минтруда и Правительства РФ.
Что означают нововведения для работодателей?
В связи с изменением порядка определения квоты для трудоустройства инвалидов компании вправе пересмотреть количество рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты.
Изменение продолжительности учетного периода в отношении работающих во вредных условиях труда может повлечь необходимость внесения изменений в локальные нормативные акты компании и трудовые договоры.
Вместо нынешних двух дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (ставки на 2014 г. – 6% и 4% в зависимости от вида выполняемых работ (ч. 1 и 2 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ)), Закон о внесении изменений предполагает установление шести дополнительных тарифов (от 0% до 8%) в зависимости от класса условий труда.