Загрузка...
08.04.2020
10 мин. на чтение

Наказания для юридических лиц, их должностных лиц, ИП в связи с введенным режимом повышенной готовности

en

*Обновлен от 08.04.2020 г.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 4 апреля 2020 года определен порядок привлечения к ответственности за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы.

Согласно изменениям КоАП города Москвы со 2 апреля 2020 года дополнен[1] новой статьей 3.18.1, которой введена административная ответственность за неисполнение требований о временной приостановке

  • проведения мероприятий с очным присутствием граждан,
  • работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий).

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа (для юридических лиц от 200 000 до 500 000 рублей при повторности).

Привлекать к административной ответственности по ч. 1 и 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы вправе уполномоченные должностные лица

  • Объединения административно-технических инспекций города Москвы, а в отношении граждан по ч. 2 и 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы – также и его инспекторы,
  • Главного контрольного управления города Москвы,

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами этих же органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также дополнительно должностными лицами полиции и полиции на транспорте (п. 1.1. ч. 3 ст. 16.5 КоАП города Москвы).

Но введенная для организаций и индивидуальных предпринимателей ст. 3.18.1 КоАП РФ ответственность не действует.

С 1 апреля 2020 года КоАП РФ дополнен[2] новой статьей 20.6.1, а статья 6.3. КоАП РФ дополнена частями 2 и 3Алерт по нововедениям.

При конфликте ст. 20.6.1 и 6.3. КоАП РФ приоритет имеет статья 6.3. КоАП РФ. Статья 3.18.1 КоАП города Москвы применяется, только если нарушение не влечет административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

4 апреля 2020 года Мэр Москвы издал Указ № 40-УМ «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве».

Из него следует, что за нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (со всеми изменениями), который определяет правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Москвы[3], применяется статья 20.6.1 КоАП РФ. Она предусматривает наименее строгое минимальное наказание для нарушителей.

Это может стать ориентиром и для других субъектов РФ (до настоящего времени Председатель Правительства РФ рекомендовал учитывать опыт Москвы по реализации ограничительных мер для недопущения распространения коронавирусной инфекции).

Привлекать к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ могут только судьи районных судов. Составлять протоколы – должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Мэр Москвы Указом № 40-УМ утвердил, что протоколы по ст. 20.6.1 КоАП РФ в Москве могут составлять должностные лица следующих органов и следующим образом распределил между ними ответственность:

  • Объединения административно-технических инспекций города Москвы.

Зона ответственности: нарушение запрета проведения спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, мероприятий вне зданий, строений, сооружений (помещений в них) с очным присутствием граждан, оказание услуг в местах массового посещения граждан, в рамках которых не осуществляется торговая деятельность, нарушение требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей.

  • Департамента торговли и услуг города Москвы, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы.

Зона ответственности: нарушение запрета мероприятий с очным присутствием граждан, в рамках которых осуществляется торговая деятельность, запрета на посещение зданий, строений, сооружений (помещений в них), развлекательных и досуговых заведений, букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок, запрета на работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания (кроме обслуживания на вынос, доставки заказов, работы предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций), работу объектов розничной торговли (кроме установленных исключений, например аптек и аптечных пунктов), нарушения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется торговая деятельность.

  • Департамента образования и науки города Москвы.

Зона ответственности: нарушение запрета посещения образовательных организаций, предоставляющих общее, дополнительное образование, профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (за исключением сферы физической культуры и спорта, а также культуры и искусства), за исключением созданных дежурных групп.

  • Московской административной дорожной инспекции.

Зона ответственности: работодатели, осуществляющие деятельность в сфере оказания транспортных услуг и нарушение ими требований режима повышенной готовности при организации труда, включая измерение температуры тела работникам на рабочих местах (в том числе выборочно водителям такси).

  • Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

Зона ответственности: нарушение запрета на работу салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун (за исключением объектов, оказывающих услуги на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности), запрета на посещение образовательных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, реализующих программы образования, в сфере физической культуры и спорта, а также культуры и искусства (за исключением созданных дежурных групп), запрета проведения мероприятий с очным присутствием граждан, оказание соответствующих услуг в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых не осуществляется торговая деятельность, нарушение требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых не осуществляется торговая деятельность.

Не следует забывать и о статье 6.3. КоАП РФ, которой административная ответственность предусмотрена за нарушение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые должны быть предусмотрены санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Именно эта статья предусматривает наиболее строгое наказание из введенных в последнее время.

Составлять протоколы по данной статье вправе должностные лица полиции и Роспотребнадзора. Привлекать к административной ответственности по ч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП РФ могут только судьи районных судов.

Роспотребнадзор вправе проверять и в настоящее время активно проверяет соблюдение мер, принимаемых для предупреждения распространения коронавирусной инфекции.

Поэтому не исключено, что выявленные Роспотребнадзором нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями мероприятий, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, определенных в субъектах РФ, принятых в соответствии с п. 2 Постановления Главного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5, может повлечь ответственность, установленную ч. 2 и 3 ст. 6.3. КоАП РФ. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) входит в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66), а угрозы распространения заболевания общепризнана.

Сравнение введенных наказаний:

Юридическое лицо

Должностное лицо

ИП

Статья

За нарушение установленных требований

Административный штраф от 200 000 до 500 000 рублей

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Административный штраф от 50 000 до 150 000 рублей

Административный штраф от 50 000 до 150 000 рублей

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Часть 2 ст. 6.3. КоАП РФ

Предупреждение

или административный штраф от 100 000 до 300 000 рублей

Предупреждение

или административный штраф от 10 000 до 50 000 рублей

Предупреждение

или административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей

Часть 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ

Административный штраф от 200 000 до 300 000 рублей

Административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей

Административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей

Часть 1 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы

За нарушение установленных требований, повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ), причинение вреда здоровью человека, смерть (ч. 3 ст. 6.3. КоАП РФ), совершенных повторно (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ч. 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы)

Административный штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Административный штраф от 300 000 до 500 000 рублей

или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

Административный штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Часть 3 ст. 6.3. КоАП РФ

Административный штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Административный штраф от 300 000 до 500 000 рублей

или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

Административный штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Часть 2 ст. 20.6.1. КоАП РФ

Административный штраф от 300 000 до 500 000 рублей

Административный штраф от 40 000 до 50 000 рублей

Административный штраф от 40 000 до 50 000 рублей.

Часть 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы

Что предпринять

Важно предпринять все зависящие от организации и предпринимателя меры по соблюдению мероприятий, определенных для предупреждения распространения коронавирусной инфекции, определяемых Правительством РФ, Главным санитарным врачом РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями.

Вместе с тем важно понимать и при возможности использовать следующие доводы.

Частью 1 и 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы предусмотрена ответственность юридических лиц (их должностных лиц) и индивидуальных предпринимателей только за неисполнение требования о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий). Требование о такой временной приостановке установлено Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ (п. 3).

По общему правилу, к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 1.3. КоАП РФ).

К ведению субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ (п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1. КоАП РФ).

Статья 20.6.1 КоАП РФ не должна применяться за нарушение требований Указа Мэра Москвы, потому что устанавливает ответственность за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417.

Статья 6.3. КоАП РФ также не должна применяться за нарушение требований Указа Мэра Москвы, поскольку в ней речь идет о санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые должны быть предусмотрены санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 29, 50, 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). В то время как Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ содержит мероприятия, направленные на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (п. 2 Постановления Главного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5).

И данный подход подтверждается методическими рекомендациями по применению сотрудниками органов внутренних дел новых положений КоАП РФ, введенных вследствие необходимости экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции.

Помощь консультанта

Специалистами юридической компании «Пепеляев Групп» накоплен большой опыт подготовки клиентов к мероприятиям государственного и муниципального контроля, сопровождения их в ходе проверок, обжалования результатов проверок. Итоговый результат проверки наших клиентов обычно максимально соответствует их интересам.

Накопленный опыт ведения дел, возникающих из административных правоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления, позволяет юристам «Пепеляев Групп» не только оперативно выявлять проблему, но и результативно применять существующий инструментарий для ее устранения.



[1] Закон города Москвы от 01.04.2020 № 6 «О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона города Москвы от 10 декабря 2003 года № 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве" и Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"». Опубликован 02.04.2020. Согласно ст. 3 вступает в силу со дня его официального опубликования.

[2] Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

[3] Федеральные Правила поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Наталия Травкина
Руководитель группы административно-правовой защиты
n.travkina@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

03.04.2024

Legal Drinks. Антон Никифоров в гостях у Романа Бевзенко: о карьере, о жизни, о налоговом праве и др

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Антона Никифорова партнера «Пепеляев Групп».

Смотреть

11.04.2024

Закон имеет обратную силу вне зависимости от того, как назначается штраф — в твердом размере или кратном размере от суммы всех незаконных операций

Конституционный суд РФ пришел к выводу, что постановления о назначении административных штрафов за одинаковые правонарушения,...

16.02.2024

Открываем заведение общепита

Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Наталия Травкина приняла участие в подготовке...

22.01.2024

О назначении административной ответственности за нарушения валютного законодательства

ФНС России выразила позицию по поправкам в КоАП РФ, регулирующим административную ответственность юридических лиц. Руководитель...

29.12.2023

Административная ответственность: важные изменения 2023 года

Право прокурора на возбуждение административного дела вне рамок надзорной деятельности прокуратуры комментирует руководитель...