Загрузка...
20.04.2010
4 мин. на чтение

О предоставлении персональных данных судебным приставам-исполнителям

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает: 19 февраля 2010 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предоставления судебным приставам персональных данных». 23 марта 2010 данный законопроект был рассмотрен и одобрен Советом Государственной Думы.

В законопроекте предусматривается внесение дополнения в ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», уточняющего, что информация, которую обязаны представлять судебному приставу органы, организации, должностные лица и граждане, может содержать персональные данные физических лиц. Законопроектом предлагается изложить п. 2 ст. 14 указанного закона в следующей редакции: «Информация, в том числе сведения о персональных данных физических лиц, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок».

Законопроектом также предлагается дополнить ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», уточнив принципы и условия обработки персональных данных судебным приставом-исполнителем: «Полученные судебным приставом в ходе исполнения служебных обязанностей персональные данные физических лиц обрабатываются им в целях и объемах, необходимых для исполнения исполнительных документов».

В силу положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» отсутствие в законодательстве об исполнительном производстве указаний на то, что судебные приставы-исполнители имеют право требовать от операторов персональных данных информацию о персональных данных физических лиц, препятствует судебным приставам-исполнителям получать информацию о физических лицах в некоторых органах и организациях.

Таким образом, указанным законопроектом законодатель предлагает разрешить проблему несоответствия законодательства об исполнительном производстве с основополагающими принципами работы с персональными данными, установленными Федеральным законом «О персональных данных».

Особенно острой данная проблема оказалась для операторов связи и в некоторых случаях явилась причиной судебных споров.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к физическому лицу, в том числе: его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 6 того же закона персональные данные могут быть переданы без согласия субъекта персональных данных, если их передача осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

Пункт 1 ст. 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» относит сведения об абонентах и оказываемых им услугам связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, к конфиденциальной информации, подлежащей защите в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет конфиденциальность информации как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (п. 7 ст. 2). Соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, в силу ст. 9 указанного выше закона является обязательным.

Операторы связи, в силу ст. 64 Федерального закона «О связи», обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

Поскольку судебные приставы-исполнители не являются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, то установленная Федеральным законом «О связи» возможность предоставления персональных данных на них не распространяется.

В Федеральном законе «О судебных приставах» и Федеральном законе «Об исполнительном производстве» в действующих редакциях не содержится оснований, дающих право судебному приставу-исполнителю в рамках исполнительного производства на получение персональных данных физических лиц, хотя физические лица в силу ч. 1 ст. 49 ФЗ «Об исполнительном производстве» могут являться сторонами исполнительного производства.

Поскольку законодательством РФ в области защиты персональных данных не предусмотрено предоставление судебным приставам информации, содержащей персональные данные граждан, являющихся должниками по исполнительным документам, то операторы персональных данных, в том числе операторы связи, имеют право отказать судебным приставам-исполнителям в предоставлении запрашиваемой информации.

На практике в случае отказа в предоставлении персональных данных судебные приставы-исполнители выносят постановления о наложении административного штрафа за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя на основании ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

Суды в большинстве случаев при рассмотрении споров между судебными приставами-исполнителями и операторами связи исходят из того, что персональные данные не могут быть истребованы судебным приставом-исполнителем у оператора связи в рамках исполнительного производства (напр., постановления ФАС УО от 17.09.2009 № Ф09-6263/09-С1, ФАС ПО от 28.01.2010 № А06-6566/2009, 19ААС от 15.02.2010 № А48-4571/2009, 9ААС от 25.06.2009 № 09АП-9584/2009-АК).

Будут ли указанные поправки внесены в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", покажет время.

Компания «Пепеляев Групп», в свою очередь, будет следить за развитием событий.

 

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Наталье Иващенко, Руководителю телекоммуникационной группы, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail: n.ivashchenko@pgplaw.ru; Марии Колесник, Юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail: m.kolesnik@pgplaw.ru

 в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, руководителю Санкт-Петербургской практики, по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail:  s.spasennov@pgplaw.ru


Вас также может заинтересовать

skill

24.06.2021

Топ-5 главных изменений в фармацевтической отрасли в 2021 году

0:34 Первая принудительная лицензия 1:12 Регистрация по правилам ЕАЭС 1:47 Вопросы по регистрации ЕАЭС 2:31 Цены на ЖНВЛП 2:50 Побочные эффекты регулирования ЖНВЛП 3...

Смотреть

03.02.2023

Принят закон, расширяющий основания для введения «золотой акции»

11 января 2023 г. вступил в силу Федеральный закон, расширяющий возможности использования специального права государства...

30.01.2023

Уточнены основания проведения внеплановых проверок в условиях моратория в 2023 году

Принято Постановление Правительства РФ, которым внесены изменения в порядок организации и проведения госконтроля (надзор...

25.01.2023

В Лесной кодекс внесены поправки в части аренды лесных участков

Принят Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 600-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»,...

19.01.2023

Правительство расширило и продлило смягчение требований в сфере земельного регулирования

Принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2536, которым уточнены особенности регулирования земельных отношений,...

X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать