Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

О предоставлении персональных данных судебным приставам-исполнителям

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает: 19 февраля 2010 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предоставления судебным приставам персональных данных». 23 марта 2010 данный законопроект был рассмотрен и одобрен Советом Государственной Думы.

В законопроекте предусматривается внесение дополнения в ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», уточняющего, что информация, которую обязаны представлять судебному приставу органы, организации, должностные лица и граждане, может содержать персональные данные физических лиц. Законопроектом предлагается изложить п. 2 ст. 14 указанного закона в следующей редакции: «Информация, в том числе сведения о персональных данных физических лиц, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок».

Законопроектом также предлагается дополнить ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», уточнив принципы и условия обработки персональных данных судебным приставом-исполнителем: «Полученные судебным приставом в ходе исполнения служебных обязанностей персональные данные физических лиц обрабатываются им в целях и объемах, необходимых для исполнения исполнительных документов».

В силу положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» отсутствие в законодательстве об исполнительном производстве указаний на то, что судебные приставы-исполнители имеют право требовать от операторов персональных данных информацию о персональных данных физических лиц, препятствует судебным приставам-исполнителям получать информацию о физических лицах в некоторых органах и организациях.

Таким образом, указанным законопроектом законодатель предлагает разрешить проблему несоответствия законодательства об исполнительном производстве с основополагающими принципами работы с персональными данными, установленными Федеральным законом «О персональных данных».

Особенно острой данная проблема оказалась для операторов связи и в некоторых случаях явилась причиной судебных споров.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к физическому лицу, в том числе: его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 6 того же закона персональные данные могут быть переданы без согласия субъекта персональных данных, если их передача осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

Пункт 1 ст. 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» относит сведения об абонентах и оказываемых им услугам связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, к конфиденциальной информации, подлежащей защите в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет конфиденциальность информации как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (п. 7 ст. 2). Соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, в силу ст. 9 указанного выше закона является обязательным.

Операторы связи, в силу ст. 64 Федерального закона «О связи», обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

Поскольку судебные приставы-исполнители не являются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, то установленная Федеральным законом «О связи» возможность предоставления персональных данных на них не распространяется.

В Федеральном законе «О судебных приставах» и Федеральном законе «Об исполнительном производстве» в действующих редакциях не содержится оснований, дающих право судебному приставу-исполнителю в рамках исполнительного производства на получение персональных данных физических лиц, хотя физические лица в силу ч. 1 ст. 49 ФЗ «Об исполнительном производстве» могут являться сторонами исполнительного производства.

Поскольку законодательством РФ в области защиты персональных данных не предусмотрено предоставление судебным приставам информации, содержащей персональные данные граждан, являющихся должниками по исполнительным документам, то операторы персональных данных, в том числе операторы связи, имеют право отказать судебным приставам-исполнителям в предоставлении запрашиваемой информации.

На практике в случае отказа в предоставлении персональных данных судебные приставы-исполнители выносят постановления о наложении административного штрафа за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя на основании ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

Суды в большинстве случаев при рассмотрении споров между судебными приставами-исполнителями и операторами связи исходят из того, что персональные данные не могут быть истребованы судебным приставом-исполнителем у оператора связи в рамках исполнительного производства (напр., постановления ФАС УО от 17.09.2009 № Ф09-6263/09-С1, ФАС ПО от 28.01.2010 № А06-6566/2009, 19ААС от 15.02.2010 № А48-4571/2009, 9ААС от 25.06.2009 № 09АП-9584/2009-АК).

Будут ли указанные поправки внесены в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", покажет время.

Компания «Пепеляев Групп», в свою очередь, будет следить за развитием событий.

 

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Наталье Иващенко, Руководителю телекоммуникационной группы, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail: n.ivashchenko@pgplaw.ru; Марии Колесник, Юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail: m.kolesnik@pgplaw.ru

 в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, руководителю Санкт-Петербургской практики, по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail:  s.spasennov@pgplaw.ru

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

29.11.2021
Антимонопольный клуб провел хакатон по комплаенсу
25.11.2021
Константин Шарловский принял участие в круглом столе Ассоциации Российских Фарма...
17.11.2021
Наталья Присекина назначена руководителем МКАС при ТПП РФ во Владивостоке
18.10.2021
Конституционный Суд РФ принял жалобу, подготовленную специалистами «Пепеляев Гру...
01.10.2021
Константин Шарловский принял участие в Партнеринге «Лекарства России – к междисц...
17.09.2021
Юристы «Пепеляев Групп» успешно защитили интересы пациентки в суде по делу, связ...
26.08.2021
Александр Кузнецов – автор монографии «Реорганизация хозяйственных обществ: граж...
19.08.2021
«Пепеляев Групп» усиливает судебную практику в сфере корпоративных споров

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters