Новый порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг
Компания «Пепеляев Групп» сообщает, что вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373, которым утверждены новые Правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, а также Правила проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг.
Ранее порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) устанавливался Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. №679. Указанный порядок отменен новым Постановлением Правительства РФ.
Административные регламенты устанавливают сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда при осуществлении государственного контроля (надзора), при осуществлении процедур по запросам физических и юридических лиц, а также при взаимодействии как между структурными подразделениями и их должностными лицами, так и с другими государственными органами, физическими и юридическими лицами. Это документы, которыми руководствуются органы исполнительной власти и государственных внебюджетных фондоы в процессе предоставления государственных услуг и при государственном контроле.
В соответствии с принятым порядком, разработка регламентов осуществляется самими федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов.
Далее проекты регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой Министерством экономического развития РФ, которые дают свои заключения.
После этого регламенты утверждаются, размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, а также на портале административной реформы www.ar.gov.ru.
Если регламенты разработаны федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами, находящимися в ведении федерального министерства, то они утверждаются приказами федерального министра по представлению руководителей соответствующих органов; если разработаны федеральными органами исполнительной власти, самостоятельно осуществляющими нормативное правовое регулирование в установленной сфере, а также руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, то – приказами руководителей указанных федеральных органов.
Далее регламенты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.
В связи с тем, что именно, в соответствии с утвержденными новыми регламентами органы исполнительной власти будут осуществлять контроль и оказывать государственные услуги юридическим лицам (например, регистрация, лицензирование и т.п.), то закрепление в регламентах четко установленных сроков и порядка их оказания необходимо для сферы бизнеса, чтобы иметь возможность со своей стороны «контролировать» сроки и качество оказания услуг и законность исполнения контрольных функций.
Новый порядок призван оптимизировать процедуру исполнения контрольных функций и предоставления государственных услуг, предоставить возможность свободно ориентироваться в том, какие именно услуги могут быть предоставлены, а проверки - проведены определенным органом (в регламентах должны быть закреплены наименования услуг и функций) и в какие сроки.
Новый порядок отличается от ранее действовавшего.
Так, новым порядком принятия регламентов определены отдельно правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения контрольных функций, отдельно правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг
Также увеличены и конкретизированы требования к составу каждого регламента – добавлен ряд новых подразделов (например, права и обязанности должностных лиц, досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий и бездействий и решений должностных лиц и пр.).
Что касается новой процедуры утверждения регламента, то теперь согласования с Минфином РФ не требуется, а Министерство экономического развития РФ не согласовывает проект регламента, а дает свое заключение
Утвержденный Правительством РФ порядок теперь распространяется, в том числе, и на регламенты органов государственных внебюджетных фондов.
Все ранее изданные административные регламенты должны быть приведены к 1 июля 2012 г. в соответствие с постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 г. № 373. Это означает, на наш взгляд, что при отсутствии регламента, соответствующего указанным в Постановлении требованиям, органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов лишатся права исполнять контрольные функции и оказывать услуги по ранее действовавшим административным регламентам.
В целом же вступившее в силу Постановление Правительства РФ и утвержденные им правила разработки и утверждения административных регламентов, проведения экспертизы их проектов, а также приведенные в соответствие с ними административные регламенты могут быть использованы субъектами предпринимательства для оптимизации процедур поведения проверок и получения государственных услуг. Полагаем, что данное обстоятельство должно быть учтено при разработке и внедрении системы комплайенс в деятельности компаний.
Специалисты Юридической компании «Пепеляев Групп» обладают большим опытом сопровождения административных процедур и проверок государственных органов и готовы оказать Вам необходимое содействие, в том числе в подготовке к проверкам любых государственных органов.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
В Москве — к Елене Овчаровой, Руководителю группы Административно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Наталии Травкиной, Ведущему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail;
в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail