Изменения в нормах об административной ответственности за нарушения валютного законодательства
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что подписан Федеральный закон от 01.04.2020 года № 72-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Закон предусматривает следующие поправки, вступающие в силу с 12 апреля 2020 года:
- В части 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ внесен дополнительный вид санкции в виде предупреждения.
Принятое изменение является позитивным с той стороны, что наконец-то санкция в виде предупреждения прямо предусмотрена в ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ. Однако, учитывая, что органы валютного контроля всегда крайне неохотно применяли общие нормы КоАП РФ, позволяющие снизить или отменить штраф (малозначительность, штраф ниже низшего предела, замена штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ), вероятность, что они будут самостоятельно применять санкцию в виде предупреждения, является невысокой, и риски наложения конфискационного штрафа остаются. Для обоснования возможности применения предупреждения потребуется доказывание условий, предусмотренных ст. 3.4 КоАП РФ для этого вида санкции, т.е. совершение правонарушения впервые, отсутствие вреда, угрозы его причинения и имущественного ущерба, а также доказывание всех возможных смягчающих и исключительных обстоятельств. |
- Дисквалификация для должностных лиц за повторные нарушения по частям 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ будет применяться только в том случае, если за предыдущее нарушение на должностное лицо был наложен штраф, а не предупреждение.
- Части 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ более не будут применяться к нарушениям, сумма по которым превышает 100 млн. руб. Поэтому описанные выше поправки (санкция в виде предупреждения, дисквалификация в случае, если ранее был наложен штраф) к таким нарушениям не относятся.
- Для нарушений, сумма по которым превышает 100 млн. руб. (по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, в том числе в случаях просрочки зачисления) выделен отдельный состав – часть 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ. Санкция в виде предупреждения по нему не предусмотрена, штраф для организаций остается прежним (штраф, исчисляемый в зависимости от количества дней просрочки, или штраф в размере от 75 до 100% суммы денежных средств), а для должностных лиц предусмотрен повышенный штраф или дисквалификация (без условия о повторности).
Для должностных лиц по таким составам нарушений налицо ужесточение административной ответственности. Отчасти это компенсируется одновременно принятыми изменениями в ст. 193 УК РФ[1], согласно которым к уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, ранее привлеченное к административной ответственности (если речь не идет об особо крупном размере нарушения). Фактически в новую часть 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ был выделен состав, по которому возможна последующая уголовная ответственность по ч. 1 ст. 193 УК РФ.
С более подробной информацией по вопросу об уголовной ответственности можно ознакомиться в |
О чем подумать, что сделать
Если резидентом выдаются займы или заключаются внешнеторговые договоры на сумму более 100 млн. руб. (на условиях отсрочки платежа по экспортным контрактам или предоплаты по импортным контрактам), следует понимать, что при неисполнении обязанности репатриации на должностных лиц может быть сразу наложена дисквалификация (не требуется повторность нарушения), а санкция в виде предупреждения для таких составов не предусмотрена.
В отношении займов и договоров на сумму менее 100 млн. руб. при оценке рисков привлечения к ответственности недостаточно полагаться на наличие предупреждения в перечне санкций, следует понимать, что практика, как и прежде, может пойти по пути применения предупреждения лишь в исключительных случаях при оспаривании штрафов в суде.
Рекомендуем оценить принимаемые компанией меры по снижению рисков неисполнения обязанности репатриации и привлечения к ответственности компании и ее должностных лиц и при необходимости скорректировать их с учетом текущей правоприменительной практики по таким спорам.
Помощь консультантов
Специалисты «Пепеляев Групп» имеют успешный опыт представления интересов организаций и их сотрудников в органах валютного контроля и судах, готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку по вопросам выявления и снижения рисков привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства, оспаривания вынесенных постановлений о назначении административного наказания и по иным вопросам, связанным с применением валютного законодательства.
[1] Федеральный закон от 01.04.2020 N 73-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".