Загрузка...
10.04.2020
4 мин. на чтение

Изменения в нормах об административной ответственности за нарушения валютного законодательства

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что подписан Федеральный закон от 01.04.2020 года № 72-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Закон предусматривает следующие поправки, вступающие в силу с 12 апреля 2020 года:

  • В части 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ внесен дополнительный вид санкции в виде предупреждения. 
Ранее нормы об административной ответственности за неисполнение репатриации предусматривали в качестве санкции только штраф. Возможность замены штрафа на предупреждение имелась только в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ (для субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное нарушение при отсутствии вреда и имущественного ущерба), но на практике органы валютного контроля не применяли эту норму. Более того, они нередко указывали, что предупреждение не применимо к нарушениям валютного законодательства, так как, по их мнению, такие нарушения несут угрозу причинения вреда экономической безопасности государства.

comment.jpg

Принятое изменение является позитивным с той стороны, что наконец-то санкция в виде предупреждения прямо предусмотрена в ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ. 

Однако, учитывая, что органы валютного контроля всегда крайне неохотно применяли общие нормы КоАП РФ, позволяющие снизить или отменить штраф (малозначительность, штраф ниже низшего предела, замена штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ), вероятность, что они будут самостоятельно применять санкцию в виде предупреждения, является невысокой, и риски наложения конфискационного штрафа остаются.

Для обоснования возможности применения предупреждения потребуется доказывание условий, предусмотренных ст. 3.4 КоАП РФ для этого вида санкции, т.е. совершение правонарушения впервые, отсутствие вреда, угрозы его причинения и имущественного ущерба, а также доказывание всех возможных смягчающих и исключительных обстоятельств.

  • Дисквалификация для должностных лиц за повторные нарушения по частям 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ будет применяться только в том случае, если за предыдущее нарушение на должностное лицо был наложен штраф, а не предупреждение.

  • Части 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ более не будут применяться к нарушениям, сумма по которым превышает 100 млн. руб. Поэтому описанные выше поправки (санкция в виде предупреждения, дисквалификация в случае, если ранее был наложен штраф) к таким нарушениям не относятся.

  • Для нарушений, сумма по которым превышает 100 млн. руб. (по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, в том числе в случаях просрочки зачисления) выделен отдельный состав – часть 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ. Санкция в виде предупреждения по нему не предусмотрена, штраф для организаций остается прежним (штраф, исчисляемый в зависимости от количества дней просрочки, или штраф в размере от 75 до 100% суммы денежных средств), а для должностных лиц предусмотрен повышенный штраф или дисквалификация (без условия о повторности). 
Дела о таких правонарушениях будут отнесены к подведомственности судей, т.е. постановление о привлечении к ответственности будет выноситься не налоговым или таможенным органом, а судом. При этом законом не внесены изменения в норму, содержащую перечень дел, рассматриваемых арбитражными судами (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ), следовательно, пока не будут внесены поправки, дела будут рассматриваться мировыми судьями. 

comment.jpgДля должностных лиц по таким составам нарушений налицо ужесточение административной ответственности. Отчасти это компенсируется одновременно принятыми изменениями в ст. 193 УК РФ[1], согласно которым к уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, ранее привлеченное к административной ответственности (если речь не идет об особо крупном размере нарушения). Фактически в новую часть 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ был выделен состав, по которому возможна последующая уголовная ответственность по ч. 1 ст. 193 УК РФ. 

С более подробной информацией по вопросу об уголовной ответственности можно ознакомиться в 
алерте «Пепеляев Групп» от 6 апреля 2020 года 


О чем подумать, что сделать

Если резидентом выдаются займы или заключаются внешнеторговые договоры на сумму более 100 млн. руб. (на условиях отсрочки платежа по экспортным контрактам или предоплаты по импортным контрактам), следует понимать, что при неисполнении обязанности репатриации на должностных лиц может быть сразу наложена дисквалификация (не требуется повторность нарушения), а санкция в виде предупреждения для таких составов не предусмотрена.

В отношении займов и договоров на сумму менее 100 млн. руб. при оценке рисков привлечения к ответственности недостаточно полагаться на наличие предупреждения в перечне санкций, следует понимать, что практика, как и прежде, может пойти по пути применения предупреждения лишь в исключительных случаях при оспаривании штрафов в суде.

Рекомендуем оценить принимаемые компанией меры по снижению рисков неисполнения обязанности репатриации и привлечения к ответственности компании и ее должностных лиц и при необходимости скорректировать их с учетом текущей правоприменительной практики по таким спорам.

Помощь консультантов

Специалисты «Пепеляев Групп» имеют успешный опыт представления интересов организаций и их сотрудников в органах валютного контроля и судах, готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку по вопросам выявления и снижения рисков привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства, оспаривания вынесенных постановлений о назначении административного наказания и по иным вопросам, связанным с применением валютного законодательства.



[1] Федеральный закон от 01.04.2020 N 73-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.09.2024

Материалы предпроверочного анализа: доказательство или версия налогового правонарушения?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Материалы предпроверочного анализа: доказательство или версия налогового правонарушения...

Смотреть

16.08.2024

Конфискация имущества по коррупционным и иным основаниям

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о распространении практики конфискации частных активов в рамках антикорр...

08.08.2024

Поправки об ответственности за участие в деятельности нежелательных иностранных организаций

Сообщаем, что Совет Федерации одобрил закон, расширяющий критерии для признания организаций нежелательными в России и об...

30.07.2024

Ответственность за старые публикации в интернете

Информируем, что Определением от 28 марта 2024 года №575-О Конституционный Суд РФ признал длящимися правонарушениями ...

15.05.2024

Проверки бизнеса: какие законы надо знать

Эти акты пригодятся всем предпринимателям, ведь рано или поздно проверяющие погостят у каждого. Рассказывает Наталия Травкина,...