Загрузка...
10.08.2016
6 мин. на чтение

Законопроект о введении антимонопольного комплаенса

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о возможных изменениях в области антимонопольного комплаенса.

27 июля 2016 г. завершился этап общественных обсуждений законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»* (далее – «Законопроект»), разработанный специалистами ФАС России. Законопроектом предусматривается закрепить понятие и основные элементы системы антимонопольного комплаенса.
Сообщаем ключевые нововведения и возможные последствия для рынка в случае принятия законопроекта.

Понятие антимонопольного комплаенса
В Федеральном законе № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон») планируется закрепить определение антимонопольного комплаенса и его основных элементов. Под антимонопольным комплаенсом предлагается понимать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, то есть совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом, и направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушений.

Комментарий ПГ: Концепция системы антимонопольного комплаенса довольно широко распространена за рубежом. Кроме того, ряд российских и зарубежных компаний по собственной инициативе уже осуществил внедрение такой системы с целью предупреждения и предотвращения антимонопольных рисков.
При реализации системы антимонопольного комплаенса, внутренние акты могут быть приняты на уровне группы лиц, если требования таких документов будут распространяться на всех участников группы. Это может облегчить задачу по внедрению системы комплаенса для крупных холдингов и групп компаний.


Требования к корпоративным актам
Формирование и детальное регулирование антимонопольного комплаенса должно определяться самой компанией с учетом специфики бизнеса и внутренней организационной структуры. В то же время Законопроект устанавливает обязательные элементы антимонопольного комплаенса, которые должны быть урегулированы внутренними актами хозяйствующих субъектов. 

К таким вопросам относятся:
  1. порядок проведения оценки и анализа рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с операционной деятельностью компании;
  2. меры, направленные на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства;
  3. механизмы контроля функционирования самой системы антимонопольного комплаенса;
  4. порядок ознакомления работников с актами и документами;
  5. закрепление должностного лица, ответственного за антимонопольный комплаенс.

Помимо перечисленного набора обязательных элементов к системе антимонопольного комплаенса компания вправе предусмотреть иные дополнительные требования к системе предупреждения антимонопольных рисков.
Законопроект предусматривает необходимость опубликования акта или актов, регулирующих антимонопольный комплаенс, на сайте компании в интернете.

Комментарий ПГ: Для корректной разработки системы антимонопольного комплаенса бизнесу потребуются более подробные разъяснения о содержании и особенностях указанных обязательных элементов. Такие разъяснения могут содержаться в методических рекомендациях ФАС России, которые бы указывали на то, каким образом данные элементы должны быть реализованы.
Кроме того, эффективное функционирование системы антимонопольного комплаенса возможно только в том случае если критерии ее эффективности являются понятными и доступными для хозяйствующих субъектов. Вопрос таких критериев будет иметь огромное значение, так как ФАС России при возбуждении и рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства должен будет оценивать наличие и эффективность внутренней системы предупреждения антимонопольных нарушений хозяйствующего субъекта. Компаниям необходимо понимать, какими критериями антимонопольный орган будет руководствоваться при оценке систем комплаенса. Представляется, что критерии эффективности системы антимонопольного комплаенса также должны найти свое отражение в разъяснениях, методических рекомендациях или ином документе ФАС России.


Какие преимущества может дать создание системы антимонопольного комплаенса?
Законопроект содержит ряд поощрительных норм, которые должны стимулировать компании к введению системы антимонопольного комплаенса. В частности, предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), суть которых состоит в том, что имплементация функционирующей системы предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, если она предшествовала совершению таких правонарушений, является основанием для смягчения административной ответственности. Так, размер административного штрафа может быть уменьшен на 1/8 разности максимального и минимального штрафа, предусмотренного за совершение такого административного правонарушения.

Комментарий ПГ: Учитывая то, что антимонопольный комплаенс, в случае принятия Законопроекта будет являться прямо поименованным смягчающим обстоятельством, можно предположить, что вероятность того, что оно будет активно учитываться в делах о нарушении антимонопольного законодательства, достаточно велика. В то же время, Законопроект прямо устанавливает, что обязанность доказывания организации и функционирования системы антимонопольного комплаенса лежит на самом хозяйствующем субъекте. Таким образом, для того, чтобы воспользоваться поощрительными механизмами, компаниям следует иметь необходимую и достаточную базу внутренних документов, и сведений, подтверждающих внедрение системы предупреждения антимонопольных рисков, а также выполнить иные обязательные требования, предусмотренные Законопроектом.
Вместе с тем открытым остается вопрос о возможности полного освобождения от административной ответственности при условии, что хозяйствующим субъектом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства и предотвращению нарушения (ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ), которое явилось следствием, в частности, осознанного неисполнения сотрудником компании требований данной системы (эксцесса исполнителя). 

Представляется, что одно лишь смягчение ответственности не будет являться достаточным стимулом для внедрения компаниями дорогостоящих и реально эффективных систем антимонопольного комплаенса.

Обязанность введения системы антимонопольного комплаенса
Согласно Законопроекту, на ряд субъектов возлагается не право, а обязанность по имплементации системы предупреждения антимонопольных рисков. 

К таким субъектам, в частности, относятся:
  • государственные корпорации и государственные компании;
  • компании, являющиеся субъектами естественных монополий;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;
  • государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия и автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%

Существующая редакция Законопроекта возлагает на указанных субъектов обязанность по разработке и принятию внутренних актов для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства до 1 января 2017 г. В случае если такие сроки сохранятся в итоговой версии изменений в Закон, и они будут приняты, это повлечет необходимость указанных субъектов осуществить в срочном порядке разработку и внедрение системы антимонопольного комплаенса, в частности, разработать соответствующие внутренние процедуры и принять внутренние акты.

Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей 14.311, предусматривающей ответственность за невыполнение требований о принятии внутренних актов для организации антимонопольного комплаенса. Несмотря на то, что размер ответственности за такое правонарушение, согласно Законопроекту, невысок (штраф для должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб., для юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб.), такая мера свидетельствует о более жестком регулировании в отношении субъектов, для которых создание системы антимонопольного комплаенса является обязательным.

О чем подумать, что сделать
  • Следить за ходом принятия и обсуждения Законопроекта
  • Провести анализ потенциальных рисков, которые могут сопутствовать различным процессам повседневной коммерческой деятельности компании
  • Оценить существующую в компании систему предупреждения антимонопольных рисков
  • Проанализировать действующие внутренние документы, которые могут касаться вопросов антимонопольного комплаенса
  • Проверить, подпадает ли организация под проектируемую норму об обязанности внедрения системы антимонопольного комплаенса
  • Рассмотреть возможность разработки новых или изменения существующих документов с целью приведения их в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства
  • Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства

Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при разработке и внедрении систем антимонопольного комплаенса для российских и иностранных компаний. Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь, в том числе:
  • при проведении внутреннего антимонопольного аудита, а также в рамках оценки и анализа существующих и потенциальных антимонопольных рисков
  • при разработке модели и необходимых элементов антимонопольного комплаенса
  • при подготовке и согласовании внутренних документов, регулирующих вопросы антимонопольного комплаенса
  • при разработке механизма контроля функционирования системы антимонопольного комплаенса
  • при проведении обучающих мероприятий (тренингов) для сотрудников, направленных на совершенствование антимонопольной культуры и ознакомление с вопросами комплаенса
  • при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.


-----
*С текстом законопроекта можно ознакомиться на портале общественных обсуждений: http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=50178



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.04.2024

Legal Drinks. Антон Никифоров в гостях у Романа Бевзенко: о карьере, о жизни, о налоговом праве и др

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Антона Никифорова партнера «Пепеляев Групп».

Смотреть

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)

15.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 8–14 апреля 2024 г.

Госдума приняла закон о доступе Федерального казначейства к ЕИС ГОЗ; рассмотрит законопроект о распространении институ...