Партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности и товарных знаков «Пепеляев Групп»
Валентина Орлова 18 июля 2025 года приняла участие в совместном заседании Общественного совета при Федеральной службе по интеллектуальной собственности и Общероссийского общественного движения «Народный фронт». Центральной темой мероприятия стала борьба с троллингом в области интеллектуальной собственности и обсуждение мер по его предотвращению.
С приветственным словом в начале заседания выступили руководитель Роспатента Ю. С. Зубов, председатель ОС при Роспатенте Н. И. Золотых, первый заместитель руководителя исполкома «Народного фронта» С.А. Соколов.
В рамках своего выступления Валентина Орлова отметила, что зачастую от деятельности «патентных троллей» страдают предприниматели, реализующие продукцию, связанную с креативными индустриями: одежду, обувь, аксессуары, игрушки, мебель. Для субъектов малого и среднего бизнеса необходима индивидуализация своей продукции, однако получение регистрации товарного знака – процесс не быстрый и не дешевый. Соответственно, нужен механизм, который позволит представителям МСБ в короткие сроки и с минимальными финансовыми затратами получить охрану для своей продукции через средства индивидуализации или через промышленные образцы.
Валентина Орлова предложила рассмотреть введение временной правовой охраны для товарных знаков и промышленных образцов – такой механизм используется в Армении, однако для того, чтобы в настоящее время не менять законодательство, в России его можно применить в адаптированном к современной ситуации виде. Предлагается размещать на сайтах ТПП, отраслевых союзов/ассоциаций предпринимателей общедоступную информацию о самом обозначении или промышленном образце, виде товара, виде услуг (т.е. сфере использования) и создателе/ «будущем правообладателе». Плату предлагается установить символическую или вовсе отказаться от нее. По прошествии 2-3 лет возможны два варианта – отказаться от такой охраны или подать в Роспатент заявку на ТЗ или ПО для регистрации и получения исключительного права, а также для получения полноценной охраны. Наличие временной охраны будет препятствовать регистрации товарных знаков вымогателей.
Кроме того, Валентина Орлова предложила изменить подход к размерам и условиям взимания пошлин: существенно увеличить размер пошлины за каждый класс МКТУ свыше одного, а также ввести ограничение для числа заявляемых товаров и услуг за счет введения пошлин за превышение того или иного количества товаров/услуг. В большинстве случаев классы/товары/услуги заявляются «впрок», товарные знаки для них не используются, а в базе товарных знаков наблюдается информационный шум, препятствующий регистрации других товарных знаков. На регистрацию должны подаваться более конкретные, объективные перечни товаров, услуг.
Что касается проверки реальности осуществления того или иного вида деятельности, которая может быть указана вымогателем в качестве доказательства использования обозначения/товарного знака, то ее можно осуществить, например, в рамках межведомственного взаимодействия с налоговыми органами, располагающими достоверными сведениями о реально осуществляемой деятельности такого лица.
«Реестр „недобросовестных“ правообладателей товарных знаков» может формироваться только после признания их таковыми судом или Федеральной антимонопольной службой России по результатам рассмотрения конкретного дела о нарушении, инициированного вымогателем. В отдельный раздел реестра могут включаться сведения-предупреждения о предполагаемых вымогателях, полученные от общественных объединений, предпринимателей и т.д. Важно, чтобы такой реестр был публичным и была предусмотрена возможность быть исключенным из него. Было бы полезно сформировать и «Реестр „предполагаемых вымогателей“».
Валентина Орлова также затронула тему оспаривания регистраций товарных знаков вымогателей. Основания для оспаривания – это недобросовестная конкуренция, которую, увы, сложно доказать. Однако введение временной охраны (даже в предлагаемом на сегодняшний день упрощенном виде) упростит доказательство недобросовестности. Ответственность за расходы, понесенные на доказательство недобросовестности, необходимо возложить на вымогателей.
Спикер резюмировала, что введение этих мер потребует внесения изменений в законодательство, инициировать которые стоит уже сейчас.