Специалисты «Пепеляев Групп» на основе многолетнего опыта сопровождения валютных операций клиентов предложили Минфину России принципиально изменить существующие подходы валютного законодательства, основанные на широких запретах, огромном специализированном документообороте и угрозах драконовских штрафов. Нынешнее регулирование отвлекает ценные ресурсы бизнеса и государства, но не достигает своих целей.
Сегодняшнее валютное законодательство избыточно строго. Российский гражданин, признаваемый валютным резидентом, по букве закона обязан, например, оплачивать посещение ресторанов и музеев за границей только со счёта в уполномоченном российском банке. Делая это наличными деньгами, он формально должен заплатить штраф от 75 % до 100 % суммы операции. Очевидно, что никакой защиты платёжного баланса страны подобное регулирование не даёт.
Требование репатриации валютной выручки, актуальное в период её обязательной продажи и ограничений на экспорт капитала, на сегодняшний день потеряло реальный смысла для защиты платёжного баланса. Продавать валютную выручку не требуется, а вывести её за границу можно без ограничений.
Целью обязательной репатриации некоторые специалисты считают выявление фиктивных валютных операций – ситуаций, когда под видом правомерной валютной операции прикрываются операции заведомо противоправные (оплата «серого» импорта, сокрытие денежных средств взыскания по долгам, вывод за границу взяток и т.п.). Но практика показывает, что отслеживание сроков выполнения внешнеэкономических контрактов позволяет найти только нарушения платёжной дисциплины или же такие «нарушения», как зачёты встречных требований, запрещённые валютным законодательством. Фиктивные операции выявлять таким способом малоэффективно. Росфиннадзор начислил около 1 триллиона рублей штрафов, которые не смог взыскать, т.к. организации, созданные для проведения фиктивных валютных операций, фактически перестают существовать сразу после выполнения подобных замыслов.
Несмотря на явные признаки практической неэффективности существующего регулирования, ведомства предлагают установить больше штрафов: например, за нарушение обязанности по репатриации выданных займов и за нарушение порядка заполнения банковских документов.
Лишь в последнее время появились заявления представителей власти, что нужно устранить избыточные требования валютного законодательства, сфокусировав усилия на борьбе с реальными посягательствами на экономическую безопасность государства, а не с просрочками и недосмотрами.
По мнению специалистов «Пепеляев Групп», мониторинг внешнеторговых сделок на предмет их фиктивности необходим, но вестись этот мониторинг должен методами законодательства о противодействии отмыванию.
Обязательная репатриация денежных средств, по мнению специалистов «Пепеляев Групп», не имеет смысла в условиях, когда ограничения движения капитала отменены и вводить их не планируется. Банк может отслеживать, исполняется ли внешнеэкономическая сделка, и нарушение срока её исполнения может быть одним из признаков фиктивности операции, но лишь в качестве повода для проверки, а не основания для штрафа.
В любом случае не может сохраняться ситуация, когда конфискационным штрафом караются зачёты встречных требований, хотя оба требования реальны и подтверждены документально. Подобное регулирование невозможно рационально объяснить международному бизнесу, оно лишь подрывает репутацию российского законодательства в глазах инвесторов.
При совершении валютных операций за рубежом нужно перейти от принципа «запрещено всё, что не разрешено» («белый список»), к противоположному: «разрешено всё, что не запрещено» («чёрный список»). Дополнять уже существующие «белые списки» из нескольких десятков разрешённых зарубежных операций нет смысла. При зачислении доходов на зарубежный счёт резидент должен платить только налог. Штраф в размере 75-100 % суммы операции нельзя считать оправданным лишь из-за отсутствия этой операции в «белом списке». Равным образом бессмысленно запрещать нерезидентам использовать наличные рубли при расчётах внутри страны, требуя рассчитываться через банк.
Эти и другие предложения специалисты «Пепеляев Групп» сформулировали в аналитической записке, направленной в Министерство финансов РФ.
«С макроэкономической точки зрения валютные ограничения могут быть меньшим злом, чем валютный кризис, но только когда они применяются в комплексе и точно наведены на цель защиты платёжного баланса, - комментирует предложения старший партнёр «Пепеляев Групп» Иван Хаменушко. - Например, запрет платить иностранной валютой внутри страны нужен, чтобы национальная валюта не была вытеснена из обращения. Запрет резидентам вкладывать иностранные ценные бумаги в капитал российского юридического лица бесполезен, кроме того, он мешает деофшоризации экономики. Репатриировать валюту в страну при возможности тут же легально совершить обратную операцию – то же самое, что изображать рвение, наполняя водой если не бездонную бочку, то в лучшем случае решето. Похожих примеров можно привести десятки. Валютное законодательство в нынешнем виде утратило логику: штрафы взимаются там, где есть деньги, а не там, где происходят махинации».
«Сложно спорить с мнением упразднённого Росфиннадзора, что постановления этого ведомства о назначении штрафов законны, читать законы надо, а не платить по контрактам плохо. Но нужны ли такие законы, правильно ли брать штрафы за безалаберность с платежами, если рядом выводятся миллиарды, но с этим никто ничего поделать не может, пока не нарушен срок, записанный в паспорте сделки? Здесь нужны другие методики, которые будут ориентированы на выявление реальных рисков, снизят издержки и риски законопослушного бизнеса и граждан», - отмечает ведущий юрист «Пепеляев Групп» Пётр Попов.
«Пепеляев Групп» – ведущая российская юридическая компания, предоставляющая полный спектр правовых услуг во всех регионах России, странах СНГ и за рубежом. Более 160 юристов в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Южно-Сахалинске, Владивостоке, Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Сеуле обеспечивают правовую поддержку более чем 1500 компаний, занятых в разных отраслях экономики, 50% из которых – международные корпорации, осуществляющие долгосрочные инвестиционные проекты на территории России.