На Экспертном совете ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства главным среди обсуждаемых вопросов стал законопроект «о злоупотреблении правом». Руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов и начальник отдела налоговой защиты и комплаенса Аэропорта «Домодедово» Анна Рязанова высказали свои опасения относительно принятия законопроекта в текущей редакции, назвали риски для налогоплательщиков и представили предложения по доработке законопроекта.
Выступающие согласились, что общая норма о защите от налоговых злоупотреблений нужна, но не в предлагаемой законопроектом редакции. Иначе будет разрушена наработанная за много лет практика арбитражных судов, права налогоплательщиков не будут защищены, а вмешательство в бизнес-процессы приведет к дестабилизации экономики.
Анна Рязанова привела пример из практики компании, которая занимается производством и реализацией бортового питания. Компания имеет более 200 поставщиков. Утверждена определенная процедура их выбора, в том числе с учетом рекомендаций других компаний, проводятся торги. Раз в три года проходит их «инвентаризация». При этом по результатам одной из налоговых проверок компании налоговый орган выявил контрагента, работавшего с нарушениями. Несмотря на то, что объем поставок этого контрагента составил менее одного процента общей выручки компании, в части вычетов НДС сумма оказалась значительной. Хорошо, что на стадии досудебного урегулирования спора с налоговым органом компании удалось доказать реальность операций с этим контрагентом.
Вместе с тем, принятие рассматриваемого законопроекта лишит компании такой возможности, у налоговых органов появятся неограниченные полномочия при оценке должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента.
Представитель компании предложила внести в законопроект оговорку о том, что расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС не учитываются в целях налогообложения только в том случае, если налогоплательщик знал, что документы контрагента подписаны неуполномоченным (неустановленным) лицом.
Как отметил Вадим Зарипов, важно не ввести подходы для борьбы со злоупотреблениями – они есть в Постановлении Президиума ВАС РФ № 53, а в целях защиты прав налогоплательщиков установить пределы налогового контроля при проверке обоснованности налоговой выгоды.
Названные в пояснительной записке цели законодательного регулирования не соответствуют тексту законопроекта. Предложенная новая редакция п. 1 статьи 252 НК РФ о признании расходов в целях налогообложения прибыли меняет понятие обоснованных затрат, увязывая их с экономической оправданностью, т.е. с целесообразностью, рациональностью и эффективностью.
Законопроект не устанавливает пределы полномочий налоговых органов при определении ими деловой цели в ходе проверок. Предлагается возврат к формальной оценке документов налогоплательщика без оценки реальности его деятельности. Не учтены новые формы налогового контроля и технические возможности налоговых органов, в частности, введенная в текущем году программа АСК НДС-2.
Неясно, будет ли действовать Постановление № 53 в случае принятия рассматриваемого законопроекта, в связи с этим следует получить отзыв Верховного Суда РФ на законопроект. Непонятно, как будет применяться статья 45 НК РФ о переквалификации сделок и как нормы законопроекта соотносятся с нормами УК РФ об уголовной ответственности за налоговые преступления.
Выступающий предложил ввести в налоговое законодательство понятие «налоговый выгодоприобретатель» и урегулировать особую часть налоговой проверки – налоговое расследование (проверку реальности операций, деловой цели, осмотрительности и т.п.), его основания, процедуру и последствия для налогоплательщика, такие как полная налоговая реконструкция. Зеркально следовало бы ввести понятие «злоупотребление» со стороны налогового органа.
Вадим Зарипов предложил выработать концепцию изменений, а потом на ее основе подготовить новую редакцию законопроекта. Концепция должна разрабатываться публично с широким обсуждением всеми заинтересованными лицами. В связи с этим необходимо направить в Госдуму рекомендации по отложению рассмотрения законопроекта.
Комментируя оценку и предложения выступающих, начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Елена Суворова подчеркнула, что только в процессе налоговых проверок можно установить факты, о которых говорится в законопроекте и которые свидетельствуют о злоупотреблении налогоплательщиком своими правами. В законопроекте указано, что основная цель таких действий налогоплательщика – неуплата налогов, поэтому налоговый орган пользуется правом на усмотрение в рамках этой цели.
Как пояснил заместитель начальника Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Дмитрий Казанский, в настоящее время акты и решения налоговых органов с выводами о необоснованной налоговой выгоде и злоупотреблением налогоплательщиком правом не содержат ссылок на нормы закона, потому что их нет – это ненормальная практика. Законодательное урегулирование этого вопроса должно способствовать и защите прав налогоплательщиков.
Он также высказался против введения специальных форм налогового контроля по выявлению налоговых злоупотреблений, поскольку в налоговом законодательстве предусмотрено два вида проверок, определена их процедура, полномочия налоговых органов. Не так давно введен новый институт налогового мониторинга.
Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин задал вопрос: что такое злоупотребление право? Нарушение закона либо есть, либо нет. И как определить, что основной целью деятельности налогоплательщика является неуплата или неполная уплата налога, как указано в законопроекте.
В ответ председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы ФС РФ Михаил Орлов заявил, что от оценочных категорий в налоговом праве не уйти. Он также сообщил, что хотя рассматриваемый законопроект принят в первом чтении, это не означает, что его концепция окончательная. Инициатором законопроекта предложена идея для обсуждения.
Для разработки концепции нужно ответить на вопрос о том, чего мы хотим от такого регулирования – обеспечить бюджет дополнительными источниками дохода и (или) наказывать тех, кто злоупотребляет правом для ухода от налогов.
Управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев назвал важнейшим решение вопроса о поправках в статью 252 НК РФ – это нововведение коснется всего бизнеса. По его мнению, «экономически оправданные затраты» - излишняя формулировка в законе и будет только мешать предпринимателям. Например, налоговые органы просто перестанут признавать за компаниями право учитывать убытки при налогообложении прибыли. Также он отметил, что законопроект не борется с организаторами налоговых схем с использованием фиктивных фирм.
Директор Департамента налогового администрирования ОАО «МТС» Дмитрий Корнев предположил, что для крупных компаний принятие законопроекта повлечет лишь то, при камеральном контроле основным в работе налоговых органов станет поиск неучтенных и фиктивных счетов-фактур. Для налогоплательщиков это означает введение нового вида внутреннего контроля за правильностью составления счетов-фактур и за контрагентами. В таком случае бизнес должен оценить, возрастут ли затраты и заявить об этом разработчикам законопроекта.
Действительный государственный советник РФ 3-го класса Сергей Разгулин добавил, что законопроект возлагает на налогоплательщиков новые обязанности без каких-либо прав, что противоречит позиции государства о неповышении налоговой нагрузки на бизнес в ближайшие годы. Он предложил отсрочить до 1 января 2019 г. введение этого закона.
По итогам обсуждения решено подготовить отзывы и замечания на законопроект для направления их в Госдуму.