Загрузка...

Елена Соколовская рассказала на Антимонопольном форуме о рисках использования ИИ

21.06.2024
Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская традиционно выступила на Антимонопольном форуме, который проводят Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России. В этом году он состоялся 19 июня.

В рамках сессии «Вызовы digital рынков в реальности» Елена рассказала об антимонопольных рисках для бизнеса при использовании ИИ, а также перспективах правового регулирования в этой сфере.

Обозначив технологические тренды в области ИИ и примеры его использования в бизнес-процессах, спикер подробно рассмотрела, какие риски нарушения антимонопольного и рекламного законодательства может нести применение искусственного интеллекта.

Так, возможны ситуации, когда технологические гиганты за счет ИИ получают конкурентное преимущество и злоупотребляют рыночной властью. Яркий тому пример – дело Google, в рамках которого Еврокомиссия установила факт злоупотребления компанией доминирующим положением на рынке поисковых онлайн-сервисов.

Еще один риск связан с ценовыми алгоритмами. Само их использование не запрещено, если только оно не приведет к нарушению антимонопольного законодательства, в том числе незаконной координации экономической деятельности.

Недобросовестные компании также могут применять ИИ для написания фейковых отзывов, которые невозможно отличить от реальных. В этом случае, по мнению Елены, можно говорить о потенциальном нарушении запрета на недобросовестную конкуренцию и Закона о рекламе путем введения в заблуждение. 

Существенный риск связан с использованием сервисов моделей персонализации на базе ИИ. Они, собирая персональные данные, получают информацию о покупках пользователя, его передвижениях, разговорах и даже состоянии здоровья, и могут манипулировать путем навязывания таргетированной рекламы. Это также может быть квалифицировано как нарушение Закона о рекламе.

Отдельное внимание Елена уделила распространению дипфейков – видеороликов, в которых лицо одного человека подменяется другим при помощи алгоритмов машинного обучения. В последнее время они стали популярны в сфере рекламы. При этом законодательный запрет на использование технологии deepfake в рекламе отсутствует. Тем не менее, если потребитель вводится в заблуждение и ему предоставляется недостоверная информация, то можно говорить о нарушении запрета на недобросовестную конкуренцию и Закона о рекламе.

В завершение выступления Елена отметила: Использование ИИ сопряжено с рисками нарушения законодательства, в том числе антимонопольного. Значительное число действий с применением ИИ-технологий потенциально может быть квалифицировано в качестве традиционных составов нарушений антимонопольного и рекламного законодательства. Но в подобных нарушениях есть существенные особенности – они совершаются новыми способами на базе ИИ. А это значит, что дальнейшее развитие антитраст-регулирования, в том числе разработка шестого пакета, должно происходить с учетом этих технологических особенностей и, возможно, с привлечением технических специалистов».

Отправить статью

Возврат к списку

03.07.2025
«Пепеляев Групп» и Управление зоны Харбин Китайской (Хэйлунцзян) Пилотной зоны с...
02.07.2025
Юрист «Пепеляев Групп» Александр Кульнев защитил кандидатскую диссертацию на тем...
02.07.2025
Наталья Присекина посетила с очередной бизнес-миссией г. Харбин (КНР)
01.07.2025
В «Пепеляев Групп» избран новый партнер
27.06.2025
Сергей Пепеляев выступил в ходе научно-практической конференции ФНС России по на...
19.06.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» рассказали делороссам о ключевых налоговых тенденциях ...
10.06.2025
Валентина Орлова выступила на XI Книжном фестивале «Красная Площадь»
03.06.2025
Эксперты «Пепеляев Групп» на Петербургском Правовом Саммите 2025